Подозрительные клиенты банка. Черный список ЦБ РФ. Ужесточение банковского контроля
Автор: Наталья Сумзина,
заместитель директора департамента
консалтинга АФ «АВУАР»
В 2017 году ЦБ РФ расширил полномочия банков в сфере контроля оплаты налогов и сборов клиентами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Теперь банки вправе сравнивать декларации и выписки, устанавливать лимиты налоговой нагрузки, требовать у клиента документы и пояснения по уплате налогов. Отказ банку в предоставлении пояснений и документов чреват для компании закрытием счета, включением в черный список Центробанка и последующими проблемами с открытием нового счета в любом другом банке РФ.
В настоящее время нет четкого перечня документов и сведений, которые вправе запрашивать и контролировать банки у своих клиентов, но уже можно выделить определенные требования и пожелания банков, на которых они акцентируют свое внимание при работе с клиентами в сфере оплаты налогов.
Какие требования банков необходимо соблюдать, чтобы избежать статуса подозрительного клиента и внесения в черный список Центробанка:
1. Минимальный показатель налоговой нагрузки
Методическими рекомендациями, утв. Банком России 13 апреля 2016 г. № 10-МР, банкирам при проверке клиентов рекомендовано ориентироваться на показатель минимум 0,5 процента от дебетового оборота по счету. То есть не менее 0,5 процентов поступлений на счет должно уходить в бюджет в виде налогов и взносов. При этом Центробанком допускается, что конкретный банк имеет право установить во внутренних правилах свой показатель, как правило, от 0,2 до 1,5 процента. Соответственно, если компания платит налогов меньше, банк сочтет это подозрительным.
Зачастую компания имеет счета в нескольких банках и, соответственно, налоги может оплачивать, например, с того счета на котором на день оплаты есть денежные средства. Но, в таком случае, компания может не соблюсти минимальный показатель налоговой нагрузки в каждом из своих банков.
В данной ситуации компания может пояснить банку, что налоги уплачиваются с разных счетов с приложением копий платежек на уплату налогов со счетов в других банках. Либо, если данный вариант не устроит ваши банки, то перевести все налоговые платежи в один банк.
2. Платить налоги через один банк
Банк вправе потребовать от клиента перечислять налоги и взносы только через него или закрыть счет. Так как банкирам в такой ситуации проще выполнять рекомендации ЦБ РФ и следить за налоговой нагрузкой компаний. Но, некоторые банки соглашаются, чтобы компания платила через них 70 процентов от всех начисленных налогов. Если же банк не согласится, то клиент обязан производить перечисление всех налоговых платежей через этот банк.
3. Пояснять нестыковки сумм на счете и в декларации
В соответствии с п. 2.7 приложения 2 к положению Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П банки вправе запрашивать налоговые декларации у клиентов, чтобы идентифицировать клиента и убедиться в том, что компания не уклоняется от налогов. Заподозрить уклонение от налогов банк может, сопоставив сумму выручки в декларации с суммой поступлений на расчетный счет.
В данной ситуации компании необходимо пояснить банку расхождение между поступлениями и выручкой. Например, если компания работает по агентским договорам и является агентом, то на расчетный счет поступает вся сумма по договору, а в доходах отражается только агентское вознаграждение.
4. Составлять прогнозный квартальный бюджет по уплате налогов
Банки вправе запрашивать с клиентов прогноз налоговых платежей на предстоящий квартал, в целях получения информации по платежам в бюджет. Спорить с банком в данной ситуации не стоит.
5. Соблюдать соотношение «зарплата – НДФЛ»
В соответствии с Методическими рекомендациями Банка России от 13 апреля 2016 г. № 10-МР банкам рекомендовано обращать внимание на ситуацию уплаты клиентами маленького НДФЛ с зарплаты, чтобы исключить подозрение выплаты зарплаты в конвертах и уклонения от налогов.
В данной ситуации необходимо по запросу предоставить пояснение банку, почему суммы НДФЛ небольшие. Например, сотрудники работают на полставки или небольшие зарплаты сотрудников связаны с экономической ситуацией в стране, небольшими доходами и значительными расходами компании.
6. Перечислять НДФЛ с каждой части зарплаты
Несмотря на требование законодательства об уплате в бюджет всей суммы НДФЛ при выплате зарплаты за вторую половину месяца (п. 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ), некоторые банки требуют платежку на уплату НДФЛ и с зарплаты за первую половину месяца.
В данной ситуации придется пояснить банку, что их требование не соответствует Налоговому кодексу. Также некоторые бухгалтера избегают претензий банка, направляя при перечислении зарплаты за первую половину месяца платежку по НДФЛ на сумму 1 руб.
7. Уплачивать НДФЛ с дивидендов
Банки требуют платежку по НДФЛ при перечислении дивидендов учредителям. Также банки вправе запрашивать у компании протоколы собраний учредителей ООО о дивидендах и бухгалтерскую отчетность, на основании которой проверят факт получения прибыли компанией и законность ее распределения на дивиденды.
Пояснения банку можно предоставить следующие. В соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ срок для уплаты НДФЛ с дивидендов не позднее следующего дня после их выплаты. Таким образом, компания не обязана перечислять НДФЛ день в день с выплатой дивидендов.
На сегодняшний день черный список Центробанка уже не пустует
Списки подозрительных клиентов направлены ЦБ РФ всем банкам. В списки подозрительных клиентов попадает компания, если какой-либо банк в рамках закона о противодействии отмыванию доходов:
1) не стал заключать договор банковского счета – 500 000 случаев;
2) отказался проводить операцию по списанию денег со счета – 270 000 случаев;
3) расторг договор банковского счета – 5 000 случаев (по данным Банка России, «Российская газета» № 121, 2017).
Если два раза в течение календарного года банк отказался совершать сомнительные операции, то банк вправе расторгнуть договор с клиентом (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ).
Банки не обязаны автоматически отказывать в обслуживании компаниям, которые включили в список подозрительных, но на практике у компании могут возникнуть проблемы с открытием счета в любом из банков (информационное письмо Банка России от 15 июня 2017 г. № ИН-014-12/29).
Отзывы банковских лицензий за последние три года повысили осмотрительность банков при выборе клиентов. В проблемных клиентах банки не заинтересованы, как и в клиентах с высоким риском, которые требуют усиленного и постоянного контроля.
Компаниям, которым банк закрыл счет и внес в черный список, зачастую не удается открыть расчетный счет больше ни в одном банке, и выход только в создании новой организации. Но, на данный момент, Центробанк уже решает, как быть, если компании из черного списка будут открывать новую организацию, как отслеживать связь учредителей и руководителей новой компании с прежней.