Крупнейшие проекты по улучшению человеческого рода были связаны с принудительной стерилизацией женщин и кастрацией мужчин.
В каждой стране люмпены несчастливы по-своему. Но проблемы деклассированного слоя везде решаются одинаково. Разные государства в разных частях света в какой-то момент принимают закон, запрещающий низшим слоям общества… плодиться и размножаться. Логика проста: если алкоголика, наркомана, шизофреника или преступника-рецидивиста нельзя переделать, то, по крайней мере, можно не дать ему родить потомство и уменьшить число подобных людей в следующем поколении. Ведь, как говорится, яблоко от яблони…
Принудительная стерилизация практикуется и в России. Российские СМИ писали о том, как в психиатрических учреждениях принуждают к абортам и стерилизуют женщин. Героем последнего громкого скандала, связанного с этой темой, стал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. Он предложил стерилизовать «неблагополучных» родителей, которые отказываются от своих детей. По его мнению, подобная мера будет способствовать решению проблемы социального сиротства. Ведь расходы по содержанию потомства тунеядцев и алкоголиков, лишенных родительских прав, вынуждено брать на себя государство. Шпорт сослался на опыт Сингапура, где безответственные родители в обязательном порядке подвергаются стерилизации. Местная, а затем и федеральная пресса вслед за Сингапуром тут же вспомнила нацистскую Германию и сравнила Вячеслава Шпорта чуть ли не с доктором Менгеле…
Между тем принудительная стерилизация граждан, ведущих асоциальный образ жизни, практиковалась во многих европейских странах, которые мы привыкли считать цивилизованными, вплоть до 80-х годов прошлого века. И появилась она отнюдь не в нацистской Германии, а в самых что ни на есть демократических Соединенных Штатах. Какова же история этого явления? Где искать его корни?
ХАРАКТЕР НОРДИЧЕСКИЙ, СТОЙКИЙ
Впервые идея улучшения человеческого рода с помощью простого механизма – контроля численности его наименее привлекательной части – была высказана в XIX веке в рамках очень прогрессивной по тем временам доктрины – евгеники. Отцом этой науки и автором ее названия, которое в переводе с греческого означает «наука о породе», считается британский ученый сэр Фрэнсис Гальтон.
Член Лондонского королевского общества (если переводить на российскую табель о рангах – академик, автор множества открытий в самых разных областях науки) Гальтон, среди прочего, статистически обосновал применение дактилоскопии, открыл антициклоны, изобрел прибор для получения ультразвука – «свисток Гальтона», который применяется до сих пор, написал несколько фундаментальных трудов по психологии и теории наследственности.
Идеи Гальтона были прямым продолжением теории происхождения видов, созданной его двоюродным братом, сэром Чарльзом Дарвином. Главной движущей силой эволюции Дарвин считал изменчивость и естественный отбор. Из поколения в поколение выживают и оставляют потомство те особи, кто лучше приспособлен к внешним условиям, – те, у кого нужные качества закреплены на наследственном уровне. Естественный отбор можно заменить искусственным. Тогда в роли матери-природы выступает человек. Например, среди нескольких тысяч собак можно найти пару десятков с приплюснутой мордой и кривыми лапами. Если начать разводить их целенаправленно, проводя отбор по этим признакам, то через несколько поколений можно вывести английского бульдога.
Идеи, высказанные Дарвином в «Происхождении видов», в частности, в главе, посвященной изменчивости у одомашненных животных, показались его кузену Гальтону вполне пригодными и для человеческого общества. Если методы селекции, доказавшие свою эффективность на собаках, коровах и лошадях, использовать по отношению к homo sapiens, то за какие-то 100 лет можно получить новую, совершенную человеческую расу. Достаточно сделать так, чтобы элитные производители беспрепятственно размножались, а представители низших рас и полукровки не имели такой возможности.
До начала XX века евгеника была по большей части предметом кабинетных дискуссий. Однако все изменилось после громких открытий австрийского ботаника Грегора Менделя, который описал закономерности наследования доминантных и рецессивных признаков у растений и животных. Работы Менделя заложили основы классической генетики. Новая наука о наследственности казалась панацеей от всех болезней человечества. Получив столь мощное подкрепление, евгеника стала той точкой, в которой сошлись две главные идеи начала XX века: идея прогресса и идея сверхчеловека. Призрак нового Адама – голубоглазого белокурого красавца с нордическим характером – стал обретать реальные очертания. Наряду с психоанализом, спиритизмом и теорией относительности евгеника стала модной темой для разговоров в аристократических салонах. Бернард Шоу, например, любил повторять, что только она может спасти человечество. Новое учение стремительно обретало сторонников не только среди интеллектуалов-прогрессистов, но и среди политиков. В частности, Теодор Рузвельт утверждал, что «общество не имеет права позволить дегенератам воспроизводить себе подобных».
Политики быстро нашли способ перейти от теории к практике. На рубеже 1910-х годов в США, Канаде, Швеции и Дании были приняты законы, которые разрешали принудительную стерилизацию женщин, обладающих «нежелательными» признаками. В первую очередь, имелись в виду психические расстройства и асоциальное поведение. Однако жертвами евгенических экспериментов в той же Америке и Канаде становились не только душевнобольные и преступники, но и чернокожие. А в Европе предпринимались попытки контролировать численность славян и азиатов.
ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ
Пионерами в сфере евгенических экспериментов стали Соединенные Штаты. Первый в истории нормативный акт, который официально узаконил стерилизацию людей, был принят в далеком 1907 году в штате Индиана. В течение следующего десятилетия примеру Индианы последовали еще несколько штатов. Однако их законы сильно различались между собой. К тому же они допускали множество толкований и разночтений. Требовался безупречный юридический механизм по контролю численности «второсортного» населения. И он был создан под руководством председателя Американского евгенического общества Гарри Лафлина. В начале 20-х годов прошлого века были разработаны два модельных закона: «О расовой целостности» и «Об обеспечении сексуальной стерилизации в некоторых случаях». Оба успешно прошли проверку на соответствие Конституции США и были приняты Генеральной ассамблеей штата Вирджиния в 1924 году. Впоследствии на их основе были созданы типовые законопроекты, которые к концу 20-х годов были приняты более чем в 30 штатах.
Закон «Об обеспечении сексуальной стерилизации» отказывал в праве на размножение психически больным, умственно отсталым, людям с уродствами, слепым, глухим, эпилептикам, преступникам-рецидивистам и насильникам. Впрочем, в ряде случаев местные власти могли дополнить список по своему усмотрению. Например, в штатах Индиана и Огайо в него попали даже хронические алкоголики.
В 1927-м одна из жительниц штата Вирджиния попробовала опротестовать законность решения о ее принудительной стерилизации в суде. Этот процесс получил широкую известность под названием «Бак против Белл». Дело было передано на рассмотрение в Верховный суд США, где впервые прозвучал беспрецедентный аргумент: «Интересы государства оберегать чистоту генофонда перевешивают право граждан на физическую неприкосновенность».
18-летняя американка Кэрри Бак была официально объявлена слабоумной и стерилизована вместе с матерью и трехлетней дочерью, также признанными умственно отсталыми. В 90-е годы прошлого века в Америке на основе этих событий был снят фильм. К 1939 году применение закона «Об обеспечении сексуальной стерилизации в некоторых случаях» привело к стерилизации как минимум 30 тыс. человек.
Однако еще более действенным евгеническим инструментом оказался закон «О расовой целостности». Многие юристы считают, что этот нормативный акт фактически отменил 13-ю поправку к Конституции и вновь узаконил расовую сегрегацию общества. В соответствии с законом «О расовой целостности», всех американцев разделили на две расы: белых и цветных. Во вторую группу попали все без разбора – негры, индейцы, азиаты. Цветным человек считался до четвертого поколения включительно – то есть достаточно было, чтобы его прабабушка или прадедушка были цветными. Это называлось «правилом одной капли крови». Впоследствии такое же правило ввели нацисты, уничтожавшие евреев: достаточно было иметь 1/8 еврейской крови, чтобы получить смертный приговор.
В США цветных не уничтожали в газовых камерах. Все было проще: белым и цветным запретили заключать браки и иметь потомство. Президент Кулидж горячо приветствовал принятие закона «О расовой целостности» и заявил, что «биологические законы показывают, что нордическая раса ухудшается, если смешивается с другими».
Наказанием для тайно вступивших в связь белых и цветных стало тюремное заключение сроком до трех лет. Но если пара настаивала на браке, то им давали такую возможность – правда, предварительно позаботившись о том, чтобы этот союз не привел к появлению неполноценных детей. Достаточно было пройти добровольную стерилизацию – и можно было жениться.
С ухудшающими нордическую расу смешанными браками боролись и другими способами, помимо «законных». В частности, была широко распространена негласная практика, когда врачи в больницах тайно стерилизовали негритянок после родов. Считалось, что это избавит их от рождения «лишних» детей, поскольку сами они не в состоянии контролировать свою половую жизнь и ответственно решать, сколько детей им иметь. Отчасти это было вызвано и экономическими причинами: многодетные негритянские семьи съедали львиную долю социальных пособий.
Аналогичные случаи правозащитники зафиксировали в Узбекистане три года назад. Врачи-гинекологи получили секретную инструкцию перевязывать фаллопиевы трубы женщинам старше 35 лет сразу же после родов. Пациенткам об операции не сообщали. Таким образом власти пытались решить проблему высокой рождаемости на фоне низкого уровня жизни. Правительство Узбекистана отрицает, что подобные операции имели массовый характер.
В Америке под маховик евгенических законов попали не только национальные меньшинства. Репрессиям подвергалась и «белая рвань» – так называли представителей белой расы, которые жили беднее, чем негры. Около 4 тыс. жителей Вирджинии были стерилизованы как не прошедшие имущественный ценз. «Непутевые, невежественные, никчемные представители антиобщественного класса белых южан создают социальные проблемы для нормальных людей, – объяснял необходимость данной меры Гарри Лафлин. – Количеством дефективных правонарушителей можно управлять, лишь ограничивая их возможности для продолжения рода».
Таким образом, к 1957 году насильственной стерилизации подверглись уже почти 60 тыс. американцев. Чаще всего это происходило в виде хирургической операции: у мужчин по перевязке либо иссечению семенных каналов, у женщин – фаллопиевых труб. В редких случаях пациентов вообще лишали половых желез: мужчин кастрировали, а женщинам удаляли яичники. Очень часто стерилизация проводилась тайно, «под прикрытием» иного хирургического вмешательства, например во время удаления аппендицита.
КТО ЗАПИСАЛСЯ В ДОБРОВОЛЬЦЫ?
В Европе американский опыт первой переняла Швеция. В 1909 году здесь было основано евгеническое общество под названием «Шведская расовая гигиена». Его главной задачей было объявлено сохранение нордической расы. Для этого, как и в США, предполагалось блокировать передачу генетической информации от «второсортных» членов общества: душевнобольных, людей с тяжелыми наследственными заболеваниями и представителей «низших» рас. В 1921 году по решению парламента в городе Упсала был создан Государственный институт расовой биологии. Главная задача института определялась так: «Исследование проблемы дегенерации человека, вызываемой смешением рас».
В своих научных публикациях сотрудники этого института доказывали, что нордическая раса является наиболее развитой. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что племена низкорослых черноволосых лаппов и финнов, первоначально населявшие Швецию, были вытеснены высокими белокурыми голубоглазыми арийцами. Генетически самым чистым из арийских народов были, разумеется, свеи, подарившие Швеции свое имя и высокоразвитую культуру.
Во главе института был поставлен бывший премьер-министр Яльмар Хаммаршёльд, и вскоре Упсала превратилась в признанный международный центр изучения расовых проблем. Здесь проходили стажировку многие немецкие ученые, в том числе доктор Менгеле, который впоследствии прославился своими опытами над людьми.
В 1934 году в Швеции был принят пакет законов о принудительной стерилизации. Иметь детей было запрещено носителям целого ряда наследственных заболеваний, а также «этнически неполноценным» гражданам, родившимся от межрасовых браков. Направления выписывали врачи и социальные работники – достаточно было, например, того, что человек «проявляет стойкую неспособность к обучению» или его внешность «не соответствует признанным стандартам шведской нации».
Законы постоянно дополнялись. Так, в 1942 году был отменен минимальный возраст стерилизации. А к середине 1940-х в Швеции начали стерилизовать людей, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, кастрации подвергались опасные преступники и «мужчины с необычными или чрезмерными сексуальными желаниями». Считалось, что они соглашаются на эту процедуру добровольно. Выбор был простым: операция или тюрьма.
«По собственному желанию» проходили стерилизацию и все остальные «неполноценные» граждане. Их вызывали в органы социального обеспечения и сообщали о предстоящей операции. Тех, кто пытался протестовать, запугивали: грозили поместить в психиатрическую лечебницу, лишить родительских прав, льгот, пенсий и пособий. После подписания бумаги о добровольном согласии операция проводилась в течение недели.
После окончания Второй мировой войны и Нюрнбергского процесса из шведских законов о стерилизации были оперативно исключены все упоминания о расовой неполноценности. Государственный институт расовой биологии переименовали в Институт генетики человека, а в 1958 году он и вовсе исчез, став частью Университета Упсалы.
Однако евгеническая программа продолжала действовать в Швеции вплоть до 1970-х годов. Главным образом операции проводились по медицинским показаниям. Законы о стерилизации были отменены лишь в 1976 году благодаря активным протестам феминисток. Правда, они выступали не против принудительной стерилизации как таковой, а против того, что в 90 % случаев ей подвергались женщины.
Всего с 1935 по 1976 год стерилизации подверглись 63 тыс. жителей Швеции, из них 27 тыс. – насильственно. Сейчас шведское правительство выплачивает компенсации жертвам евгенической программы – примерно по 20 тыс. евро на человека. На сегодня удовлетворено около 20 % требований о выплате компенсаций.
ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ
Самая масштабная евгеническая программа в истории человечества была реализована в нацистской Германии. Одним из первых государственных документов, подписанных Адольфом Гитлером, стал «Закон о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями». Для контроля над его исполнением в 1933 году в Германии было создано более 200 евгенических судов. Любой врач обязан был сообщать им обо всех умственно отсталых и психически больных пациентах, а также о глухих, эпилептиках и о людях с физическими уродствами. За сокрытие подобной информации врачам грозили серьезные денежные штрафы. По решению евгенического суда могли быть также стерилизованы граждане, признанные хроническими алкоголиками.
Законы Третьего рейха о расовой чистоте были списаны с готовых американских образцов, однако немецкая машина по сохранению нордической расы работала куда эффективнее. Это вызывало зависть у американских коллег. «Пока мы осторожничаем, немцы называют вещи своими именами», – писал исполнительный секретарь Американского евгенического общества Леон Уитни. В середине 30-х годов прошлого века председатель этого же общества Гарри Лафлин получил степень почетного доктора в Университете Гейдельберга. Впоследствии на Нюрнбергском процессе нацистские врачи ссылались на опыт американской юстиции и медицины.
Самый известный представитель немецкой евгеники Йозеф Менгеле после войны был заботливо переправлен в США, где получил новые документы и уехал в Латинскую Америку. Там его не нашла – или не посмела тронуть? – даже израильская внешняя разведка МОССАД, методично уничтожавшая нацистских преступников во всех точках земного шара. В 1979 году Менгеле мирно скончался от инсульта во время купания…
Всего на основании «Закона о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями» в Германии были стерилизованы около 350 тыс. человек. В ФРГ этот закон был отменен лишь в 1974 году. В Восточной Германии, в зоне советской оккупации он перестал действовать в 1946 году.
Сегодня принудительная стерилизация людей признана преступлением против человечности во всем мире. Римский статут Международного уголовного суда рассматривает ее как форму сексуального насилия. Однако в той или иной форме принудительная стерилизация применяется во многих странах и в третьем тысячелетии – главным образом не в качестве евгенического инструмента, а как мера контроля численности населения. Например, в Китае сотни тысяч женщин были стерилизованы в рамках «политики одного ребенка». В Индии последний случай принудительной стерилизации женщин был зафиксирован около месяца назад. Операции проводились в специальном «стерилизационном лагере». История получила международный резонанс только потому, что несколько десятков женщин умерли из-за содержащегося в антибиотиках крысиного яда.
Россия официально признала положение Римского статута по поводу принудительной стерилизации, однако оно пока не ратифицировано.