http://sf.uploads.ru/t/omsNq.jpg


Индустрия моды нынче поднимает вокруг себя много шума. Тут и перепроизводство, и откровенная сексуальная реклама, и гуманитарные проблемы, и ситуация с утилизацией отходов, и громкие судебные иски – этот список можно продолжать.

Гиганты индустрии тратят миллионы долларов на масштабные пиар-кампании, доходя до создания «сознательных коллекций» (Conscious Сollection – название коллекции H&M – прим. ред.) и перечисления выручки на благотворительность. Однако, несмотря на все эти усилия, правда одна – мода остается одной из самых грязных мировых отраслей. Вот что они скрывают от вас:

1. Модная индустрия умышленно заставляет вас чувствовать себя отставшей от актуальных тенденций спустя неделю после шопинга

Были времена, когда существовало всего два модных сезона: весна-лето и осень-зима. К 2014 году индустрия моды разделила год на 52 «микросезона». Изобретая каждую неделю новые тренды, «фаст-фэшн-индустрия» преследует одну-единственную цель – чтобы покупатели покупали как можно больше одежды и делали это как можно чаще.

Элизабет Клайн в своей книге Overdressed: The Shockingly High Cost of Cheap Fashion пишет, что цена «фаст-фэшн-товара» обычно намного ниже конкурентной цены, что приводит в действие бизнес-модель соотношения низкого качества и больших оборотов.

Клайн указывает на испанского ретейлера Zara, который первым применил принцип «фаст-фэшн», начав обновлять ассортимент своих магазинов дважды в неделю. На момент написания книги, по утверждению исследовательницы, H&M и Forever21 осуществляли ежедневные демонстрации новых моделей, а Topshop предлагал на своем сайте 400 новых вещей в неделю.

Поскольку дизайнеры создают новые образы каждые семь дней, на повестке дня у этих компаний умышленно заставлять покупателей чувствовать себя старомодными сразу после того, как они впервые надели какую-либо вещь.

2. Скидки на самом деле не скидки

Самые рачительные модники обожают зайти в магазины распродаж и выйти оттуда с вещами с дизайнерскими ярлыками, купленными за полцены. К сожалению, «остатки» или «нераспроданные вещи», которые, как нам кажется, мы покупаем, зачастую никогда до этого и не имели дизайнерского ярлыка.

«Вопреки общему представлению, одежда из центров распродаж никогда не попадает в обычные магазины и, скорее всего, была изготовлена совершенно не на той фабрике, где изготавливается «обычная» одежда», – сообщает Джей Холстайн в книге The Myth of  the Maxxinista.

В действительности агенты магазинов распродаж договариваются с дизайнерами о том, чтобы использовать их фирменные ярлыки на одежде дешевого пошива, произведенной на их фабриках, делающих низкокачественную одежду.

Популярная статья на портале Jezebel подтверждает: «Игра окончена: крупные бренды, такие как J. Crew, Gap и Saks΄Off 5th продают вам в своих магазинах распродаж не уцененный товар или вещи из коллекций прошлых сезонов. Вы покупаете кардиганы и штаны с узорами более низкого качества».

3. Ваша одежда содержит свинец и другие опасные вещества

По мнению Центра экологического здоровья, Charlotte Russe, Wet Seal, Forever21 и другие популярные «фаст-фэшн-сети» до сих пор продают кошельки, ремни и обувь, содержащие свинец в объемах, превышающих допустимые, несмотря на подписанное ими несколько лет назад соглашение ограничить содержание тяжелых металлов в своих товарах.

Статья в «Нью-Йорк Таймс» сообщает, что Центр экологического здоровья сосредоточен на сокращении содержания свинца в продуктах, которые покупают молодые женщины, потому что свинец, накопившийся в костях, может высвободиться во время беременности и причинить вред как матери, так и ребенку.

Контакт со свинцом также связывают с высокими показателями бесплодия у женщин, а также с увеличением риска сердечных приступов, инсультов и гипертонии. Многие ученые сходятся во мнении, что «безопасного» уровня контакта со свинцом не существует ни для кого.

Примесь свинца – это лишь добавка к пестицидам, инсектицидам, формальдегиду и другим известным канцерогенам, которые находят на одежде, которую мы носим.

4. Одежда сконструирована так, чтобы побыстрее развалиться

Гиганты «фаст-фэшн», такие как H&M, Zara и Forever21, озабочены прибылью и только прибылью. Их бизнес-модели зависят от желания потребителей, чтобы новая одежда изнашивалась – желания бессознательного, когда одежда разваливается после первой стирки.

«Такой магазин, как H&M, производит сотни миллионов изделий в год», – сообщила Элизабет Клайн Национальному общественному радио. – «Они делают низкую наценку на одежду и получают прибыль благодаря продаже моря одежды».

Почему это должно нас волновать? Потому что средний американец выбрасывает около 68 фунтов (около 31 кг., – прим. ред.) текстиля в год. Мы не говорим о той одежде, которую отдают благотворительным учреждениям или продают в комиссионные магазины. Эти 68 фунтов одежды отправляются прямиком на мусорные свалки. Из-за того, что большинство одежды сегодня производится из синтетических тканей на основе продуктов нефтепереработки, понадобятся десятилетия, чтобы эти изделия разложились.

«На некоторые вещи смотришь и понимаешь, что это полная дрянь. Просто дерьмо», – с таким заявлением выступил на Национальном общественном радио Саймон Коллинз, декан факультета моды Новой школы дизайна Парсона. – «И вы складываете эту вещь и думаете, что да, вы наденете это на субботнее мероприятие, и потом она скорее всего расползется».

5. Бусины и блестки свидетельствуют о детском труде

Отраслевые оценки предполагают, что от 20 до 60 % изделий шьется дома неофициальными работниками, о чем пишет Люси Сигл в своей книге To Die For: Is Fashion Wearing Out the World?

Хотя существуют машины, которые могут нашивать блестки и бисер так, чтобы они выглядели как ручная работа, они весьма дорогие, и фабрика пошива должна их закупать. Как утверждает Сигл, маловероятно, что иностранные фабрики будут инвестировать в оборудование, особенно, если эта одежда изготовляется для бюджетных «фаст-фэшн-марок».

Проведя собственное расследование, Сигл выяснила, что миллионы надомных работников, находящихся в отчаянном положении, скрываются в беднейших уголках мира, где «не разгибая спины, строчат и вышивают содержимое всемирного гардероба… в трущобах, где в одной комнате с ними может жить вся их семья».

Используя часто помощь своих детей, работники на дому шьют с максимальной скоростью, на которую они способны, до той поры, пока дневной свет позволяет им украшать и наводить блеск на одежде, которая в конечном итоге оказывается в наших шкафах. Сигл продолжает: «Они живут под постоянным гнетом, находясь под руководством комиссионеров, деспотичных посредников, которые платят им самые низкие зарплаты в швейной индустрии».

Как же стать более сознательным потребителем? Надо следить за новостями, покупать местное, покупать меньше, покупать бывшее в употреблении и шить на заказ.