Лайф постарался понять, что ждёт Россию в случае принятия законопроекта, являющегося аналогом белорусского Декрета № 3.
Накануне замминистра труда Андрей Пудов заявил, что в России обсуждается возможность введения так называемого налога на тунеядство, подобного существующему в Белоруссии сбору. Позже Минтруда опровергло информацию о подготовке законопроекта, но сказанное Пудовым заставило забеспокоиться многих россиян. Мы решили разобраться, как обстоят дела в Белоруссии после принятия Декрета № 3.
2 апреля 2015 года в Белоруссии вступил в силу Декрет № 3 президента республики Беларусь о введении налога на тунеядство. Но формально действие декрета началось ещё 1 января того же года, т.е. “задним числом”. Суть данного указа заключается в следующем: граждане, которые 183 дня были безработными, в течение календарного года должны заплатить налог в размере 20 базовых величин. Сейчас базовая величина — это 210 тысяч белорусских рублей. Значит, налог на данный момент составляет 4,2 млн белорусских рублей (это около 14 тыс. российских).
Освобождаются от уплаты налога инвалиды, несовершеннолетние и пенсионеры, а также те, кто воспитывает ребёнка младше 7 лет (или ребёнка-инвалида до 18 лет), многодетные и проживающие в республике менее 183 дней. До 31 мая действует скидка в размере 10%. Так государство хочет стимулировать граждан добровольно заявить о своём “безделье”. Кстати, с начала августа 2015 в налоговую службу явилось более 2,1 тыс. белорусов.
Правозащитники "Белорусского хельсинского комитета" (БХК) считают, что Декрет № 3 противоречит Конституции РБ, причём сразу по нескольким статьям:
Совершеннолетние обязаны заботиться о пожилых родителях (статья 32). Но в декрете не говорится, что ухаживающие за родителями-инвалидами освобождены от налога.
По той же статье Конституции родители обязаны заботиться о своих детях (и имеют право это делать). Но матери, которые по указу президента должны идти работать по достижении ребёнком 7-летнего возраста, не могут в полной мере осуществлять эту обязанность.
Граждане должны уплачивать налоги, пошлины, сборы (статья 56). Декрет апеллирует к этой статье главного закона страны, но тут подменяют понятия. В указе говорится об обязанности участвовать в финансировании государственных расходов, но статья 56 подразумевает оплату обязательного подоходного налога, госпошлин и прочих платежей.
Государство гарантирует право на труд, но при этом запрещает принудительный труд (статья 41). Декрет же фактически обязывает работать.
Президент не может принимать декреты, противоречащие Конституции (ст. 101). Выше мы уже привели несколько противоречий.
По словам юриста БХК Гарри Погоняйло, в России может сложиться похожая ситуация.
— Российская конституция, как и белорусская, не обязывает граждан трудиться. Это их право.
Принятие этого декрета вызвало недовольство в социальных сетях. На YouTube даже появился видеоролик, посвящённый тунеядству. Забавно, что герой видео в образе белорусского фрилансера-копирайтера говорит, что уедет в Россию, где не надо платить такой налог.
Но некоторые граждане, помимо шуток над законом, решили приняться за реальные действия. На сайте change.org появилась петиция за отмену Декрета № 3. "Мы требуем отменить этот декрет, потому что он напрямую нарушает Конституцию Республики Беларусь ст. 41, Конвенцию № 29 о принудительном или обязательном труде и Конвенцию № 105 об упразднении принудительного труда", — таков текст петиции. Её подписало уже больше 48,8 тыс.человек. Но юрист Белорусского хельсинкского комитета Гарри Погоняйло считает, что такое количество электронных подписей никак не повлияет на пересмотр президентского указа.
— Петиция в электронном виде ничего не значит. Чтобы инициировать пересмотр закона, люди должны проявить законодательную инициативу. Со своим предложением надо обратиться в ЦИК, там зарегистрировать инициативную группу по сбору подписей. Когда соберут 50 тысяч подписей, ЦИК проверит их качество, и только потом займётся вопросом о принятии закона об отмене декрета. То, что в Интернете, — это просто сбор общественного мнения, — говорит Погоняйло.
Отметим, что уровень безработицы в Белоруссии на 1 апреля 2016 года составил 1,2% к численности экономически активного населения (годом ранее эта цифра составляла 0,9%). На 1 апреля 2016 года числилось 53,5 тыс. человек официально безработных — почти в 1,4 раза больше, чем за год до этого. Коэффициент напряжённости на рынке труда республики на 1 апреля 2015 года составлял 1,5 человека на одну вакансию, а к 1 апреля 2016 года увеличился до 1,8 безработных на одну вакансию.
— До введения декрета доля вакансий сферы "Рабочий персонал" на рынке труда занимала 3-е место (в 3-м квартале 2014 года почти 8%). После подписания и вступления в силу декрета количество желающих устроиться на рабочие специальности возросло, эти вакансии стали закрываться значительно быстрее и проще, и в 1-м квартале 2016 года их доля составила 5,1% (10-я позиция в структуре востребованности вакансий) — рассказала Светлана Шапорова, директор РАБОТА.TUT.BY.
Также, по словам Шапоровой, в начале 2016 года на одно вакантное место сторожа в Минске претендовало 123 безработных, на вакансию подсобного рабочего приходилось 30 человек, грузчика и дворника — по 10. До этого соискателей было меньше. Это говорит о том, что конкуренция усиливается. Люди не хотят подпадать под действие данного декрета и активнее ищут работу.
Заметим, что на сайте банка вакансий государственной службы занятости размещено более 35 тысяч вакансий, что примерно в 50 раз больше количества размещённых на том же портале резюме. А на сайте РАБОТА.TUT.BY размещено более 1,1 млн. резюме, в то время как количество вакансий — 13,3 тысяч. Естественно, что с официальной точки зрения белорусский рынок труда изобилует свободными рабочими местами, хотя на популярном сайте для поиска работы можно увидеть совсем иную картину.
Вообще разговоры о введении подобного налога в России ведутся не первый раз — обсуждение велось и год назад. Тогда инициатором законопроекта выступило Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Исследовательский центр портала Superjob провёл соответствующее исследование мнения граждан о необходимости платить за отсутствие работы. Выяснилось, что законопроект поддерживали только 23% россиян, 64% выступили против, а 14% респондентов затруднились ответить.
— У нас существует дефицит в пенсионном фонде, не хватает средств для выплат пенсионерам, недостаточно средств для финансирования медицины. Поэтому и обсуждается такой вопрос. Те люди, которые не платят не в силу объективных причин, а скрывают свои доходы от нелегальной работы, — они должны начать участвовать в этой системе. Для их же пенсий в будущем, для их текущего пользования медицинскими услугами — говорит Александр Сафонов, проректор РАНХиГС при президенте РФ.
Но, по словам Сафонова, подходить к подобной инициативе надо осторожно. Потому что есть ряд рабочих мест, которые балансируют на грани выживаемости. Если их обложить чрезмерными налогами, исходя из нормальных побуждений, то эти рабочие места могут закрыться, и тогда государство получит уже не неформально занятого, который сам себя обеспечивает, а официально зарегистрированного безработного, за которого придётся государству платить.
— Например, парикмахерша в сельской местности. Вот она зарабатывает деньги, которые позволяют ей не получать пособие по безработице от государства в размере 4900 рублей, а зарабатывать 7—8 тысяч рублей своим трудом. Если у неё будут отнимать, допустим, 30% заработка, и уровень её дохода сравняется с пособием по безработице — она тогда пойдет за этим пособием по безработице, зачем ей работать?
Руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова считает, что, возможно, количество зарегистрированных трудовых отношений вырастет, кто-то побежит устраиваться на работу официально. Но для работодателя рост штата — это и рост налоговой нагрузки. Для малого бизнеса это может быть неподъёмно, и так сумма налогов немаленькая. В таком случае государство должно помочь компаниям принимать больше людей в штат, но пока такой помощи не видно.
— Мне кажется, это делается для государства, а не для соискателей и работодателей. То, что поступает в пенсионный фонд, не покрывает то, что из него забирают. У нас население стареет, настанет год, когда работающих людей будет недостаточно, чтобы покрывать пенсии. Компании ведь без разницы, что какой-то Сергей сидит дома. Какому-то Сергею тоже всё равно, платят за него или нет. Поэтому, скорее всего, закон будет направлен на пополнение казны государства, а не на улучшение жизни граждан.