Цензура.
Цензура.
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться22020-08-26 19:59:04
«Режим информационного благоприятствования». Пресс-службы российских ведомств называют взрывы «хлопками», чтобы снизить негатив — «Медуза»
Пресс-службы ведомств, а за ними и СМИ заменяют слово «взрыв» на «хлопок» из-за информационной политики администрации президента (АП), сообщает «Медуза» со ссылкой на источники
В январе 2020-го количество упоминаний «хлопков» в СМИ достигло 1,3 тысячи раз, тогда как в начале 2017 года таких заголовков было всего 58, следует из заказанного изданием исследования компании «Медиалогия». «Медуза» связывает такой рост со взрывом в Магнитогорске в конце 2019-го, который также называют терактом.
Согласно объяснениям издания, хлопок — это тот же взрыв, но без разрушений. В департаменте информационной политики МЧС журналистам заявили, что при подготовке сообщений сотрудники их пресс-службы руководствуются рекомендациями Института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. В документе, с которым ознакомилась «Медуза», тоже говорится, что эти явления отличаются последствиями — взрыв может разрушить капитальные конструкции. Однако в начале методички «хлопок газа» по смыслу приравнивается к «взрыву газа», поэтому выбор термина остается за сотрудником пресс-службы.
Что еще известно:
Источник журналистов из АП рассказал, что «хлопок газа» — это пример «режима информационного благоприятствования», где внимание акцентируется на хороших новостях. «Мы слышим девять новостей о хорошем плюс [одну] новость о каком-то хлопке газа. Катастроф у нас нет», — объяснил он. Собеседник из силовых ведомств подтвердил курс на «снижение негатива» и отметил, что существует «установка на занижение ущерба».
Другие источники издания говорят, что главы пресс-служб ведомств, откуда информацию получают агентства и другие СМИ, каждую неделю участвую в планерках с замруководителя АП Алексеем Громовым. На этих собраниях даются указания по «правильной» подаче повестки. Некоторые важные инфоповоды пресс-службы ведомств согласовывают с главой управления по общественным связям АП Александром Смирновым или Громовым напрмую, выяснили журналисты. По данным «Проекта», Громов также отвечает за информационную политику российского телевидения и крупных газет.
При этом действующий сотрудник администрации президента отрицает, что там дали установку писать «хлопок» вместо «взрыв». Он предположил, что «хлопок» появляется из первых сообщений МЧС, когда в министерстве еще сами не понимаю, что за инцидент произошел. По словам бывшего работника одного из российских информагентств, их новостники для «перестраховки» будут сообщать про хлопок, пока какое-то из ведомств не подтвердит, что это взрыв, поскольку «так принято».
Поделиться32020-08-26 20:13:34
Рекомендации по распространению в СМИ информации о случаях самоубийства
Рекомендации разработаны Роспотребнадзором, Роскомнадзором, МГУ, Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М. Сеченова, Центром исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи и Институтом управления образованием Российской академии образования при участии Союза журналистов России, Союза журналистов Москвы, Профсоюза журналистов, Лиги Безопасного Интернета.
Одобрены Общественным советом при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол заседания №1 от 27.06.2016).
Введение
В современном обществе средства массовой информации (СМИ) играют огромную роль, оказывая значительное влияние на убеждения, поведение людей, а также отношения между ними. Публикации в СМИ о суицидах могут провоцировать подражательные самоубийства в соответствующей возрастной или социальной группе, часто называемые «эффектом заражения» или «синдромом Вертера» по аналогии с романом И. Гёте «Страдания юного Вертера» (1774 г.), после публикации которого была зафиксирована волна самоубийств. В связи с этим, в ряде стран Европы роман был запрещен к изданию.
Начиная с 70-х годов ХХ-го века «синдром Вертера» систематически исследовался на примере влияния репортажей газет и телевидения, поведения героев ряда телесериалов на суицидальную активность населения.
Так, например, многие молодые американки, последовав примеру Мэрилин Монро, пытались покончить жизнь самоубийством. В 1994 г. после самоубийства солиста популярной группы «NIRVANA» Курта Кобейна был зафиксирован целый ряд самоубийств среди молодежи, основанием которого было подражание кумиру.
Во многих исследованиях, проведенных в США, Австрии, Германии, Венгрии, Австралии, Японии была четко показана статистически положительная корреляция между регулярностью и характером освещения определенных суицидальных актов и частотой их повторов в «целевых» группах населения.
Авторы исследований выявили ряд специфических характеристик журналистских репортажей, которые могут усиливать контагиозность суицидальных действий и влиять на увеличение так называемых кластерных суицидов, возникающих у людей из непосредственного окружения суицидента или в результате освещения суицидов в прессе. Ключевым механизмом кластерных суицидов является идентификация с личностью суицидента.
Отмечено, что помещение репортажей о суициде на первые полосы изданий, использование крупного шрифта и указание на суицид в заголовке, дополнение репортажа фотографиями с места трагедии, регулярность освещения случаев конкретных суицидальных актов, романтизация и героизация суицида, придание событию сенсационного оттенка, подробное описание случаев самоубийства известных лиц усиливают вышеназванные эффекты.
Всемирная организация здравоохранения выступает за взвешенное освещение проблем суицида в СМИ. «Одним из многих факторов, которые могут подтолкнуть уязвимого человека к совершению самоубийства, нередко оказывается широкое освещение самоубийств в СМИ», - указывается в руководстве для специалистов средств массовой информации «Превенция самоубийств», 2000.
Руководства для специалистов СМИ по данной тематике существуют во многих странах (США, Австралия, Австрия, Новая Зеландия, Канада, Германия, Япония, Швейцария). Исследования, проведенные в Австрии и Швейцарии, показали, что следование указанным рекомендациям ведет к снижению количества суицидов в определенных подгруппах населения.
В то же время, благодаря своему влиянию, специалисты СМИ могут играть активную роль в распространении информации о преодолении кризисных ситуаций, доступности психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи, способствовать дестигматизации психических расстройств, тем самым предотвращая самоубийства.
Цель подготовки данного документа - снабдить специалистов СМИ рекомендациями по распространению информации о случаях самоубийства, а также предупредить об ошибках, которых следует избегать в сообщениях о самоубийстве.
1. Чего следует избегать в сообщении о самоубийстве:
1.1. Избегайте помещения репортажей о суициде на первой полосе печатного издания или главной странице Интернет-издания, в новостных агрегаторах браузеров и на главных местах в их рубриках, в начале ТВ- и радиопередач. Следует помнить, что существует высокая вероятность подражательных суицидов.
1.2. Ограничивайте остроту подачи информации, ее объем. Сообщения о суициде должны быть, по возможности, краткими. Рекомендуется ограничивать информацию о происшествии общими данными, избегая подробностей о личности суицидента, описания его отличительных черт (ФИО, возраст, национальность, адрес проживания, место работы или учебы, профессия). Это может провоцировать подражательное суицидальное поведение, особенно, когда речь идет о подростковых и молодежных самоубийствах.
1.3. Избегайте в изложении материала сенсационности и излишней эмоциональности, а также шутливого, ироничного, пренебрежительного тона для обесценивания или уничижения действий погибшего.
1.4. Не представляйте суицид как разумный способ решения проблем, как обыденное явление*. Не следует трактовать суицидальное поведение как естественную реакцию на текущие социальные, экономические и культурные события, ухудшение условий жизни общества.
1.5. Не описывайте суицид как мужественный, героический или романтический поступок, не приводите в этой связи конкретных примеров действий известных людей, которые совершили самоубийство*. Не следует представлять суицидентов как страдальцев, жертв обстоятельств или социального преследования. Такая информация может внушить людям, находящимся в нестабильном психическом состоянии, мысль, что такое поведение социально приемлемо и поощряется обществом. Однако дополнительная драматизация события (в том числе взятие интервью у близких, коллег, одноклассников, одногруппников или соседей) может способствовать возникновению у потенциального суицидента представления, о том, что суицид это наиболее эффективное средство привлечения внимания или мести.
1.6. Избегайте использования изображения (фотографии) жертвы, его (ее) близких, предсмертных записок самоубийц, а также детального описания способа, места суицидальных действий, средства совершения самоубийства и особенностей его приобретения*.
1.7. Избегайте сообщать о самоубийстве как о необъяснимом (непостижимом) поступке, поиске виновных в случившемся. Как показывают научные исследования, на формирование суицидального поведения влияет множество факторов.
1.8. Недопустимо в конце интернет-публикации на тему суицида или попытки суицида размещать подборку статей схожей тематики. Это может спровоцировать суицидальное поведение читателей из группы риска.
2. Как рекомендуется сообщать о случае самоубийства:
2.1. Размещайте сообщения о самоубийстве в тематическом разделе издания, например, «Происшествия», подчеркивая, что суицид является следствием комплекса психологических и социальных проблем, психических расстройств (чаще всего депрессии), злоупотребления алкоголем, наркотиками, многие из которых поддаются лечению.
2.2. Публикуйте истории о том, как личности удалось справиться с трудностями, избежав суицидальных действий, в том числе благодаря своевременной психологической, социальной поддержке и лечению; информируйте читателей о местных ресурсах социальной, психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи, в том числе телефоне экстренной психологической помощи («Телефоне доверия»).
2.3. Для правильной интерпретации информации о случаях самоубийства или попыток самоубийства рекомендуется прибегать к помощи компетентных специалистов в области суицидологии, воздерживаясь от предположений о причинах самоубийства до заключения судебно-медицинской экспертизы и выводов следствия.
2.4. Целесообразно использовать общеупотребительную, стилистически и эмоционально нейтральную лексику. Вместо слов «суицид» и «самоубийство» в заголовках статей и репортажей, а также терминов «суицидент», «самоубийца», «совершивший самоубийство» рекомендуется применять словосочетания «умерший вследствие самоубийства», «смерть в результате самоубийства». Избегайте в описании распространенности суицидов термина «эпидемия» и определения «эпидемический». Предпочтительно говорить об «изменении», «увеличении» или «уменьшении» смертности от самоубийств.
2.5. При подготовке материала о самоубийстве необходимо пользоваться достоверными и надежными источниками информации, опираться на факты, избегать обобщений, основанных на неполных или неточных данных. Статистические данные о распространенности суицидального поведения следует использовать с осторожностью, без упрощения и сознательного устрашения потенциальных получателей информации, указывая конкретное лицо или организацию — авторов статистического исследования, год его проведения исследования и охват, а также данные официальной статистики (Росстата).
2.6. Если самоубийство стало результатом острой социальной проблемы и/или приобрело широкий общественный резонанс, в описании деталей произошедшего рекомендуется руководствоваться принципом разумной достаточности. Откажитесь от детального описания трагического происшествия, если каждая упоминаемая подробность самоубийства не представляет ценности в контексте изучения общественной проблемы. Это же относится к случаям, когда сам факт того, что причиной смерти стало сознательное решение человека совершить самоубийство, ставится под сомнение.
Заключение
Предупреждение самоубийств представляет собой весьма непростую, но выполнимую комплексную задачу, решение которой возможно при взаимодействии различных структур общества (государственные органы, образовательные организации, органы охраны правопорядка, учреждения социальной защиты, здравоохранения, религиозные, общественные организации, СМИ).
Важное значение имеет характер освещения СМИ проблемы самоубийств и конкретных случаев суицидальных актов. Специалисты СМИ могут и должны внести свой вклад в осознание обществом проблемы самоубийств и формирование реалистичных, не искаженных предрассудками представлений о самоубийстве, а также способствовать распространению просветительской информации о признаках суицидального риска, о депрессии и лечении психических расстройств, способах психологической помощи, информировать о местных ресурсах социальной, психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи.
Следование рекомендациям в подаче материала по проблематике суицидального поведения поможет минимизировать вред, не приводя к отказу от освещения проблемы самоубийств в целом.
* В соответствии с Критериями оценки материалов и (или) информации, необходимыми для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утв. приказом Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09.2013 № 1022/368/666 (зарегистрирован Минюстом России 18.11.2013 № 30391).