Прежде чем мы поговорим о фототерапии как о методе в работе психолога, я бы хотела озвучить слова Джуди Вайзер
«Фотографии являются следами наших умов, зеркалом нашей жизни, отражением наших сердец, застывшими воспоминаниями, это то, что мы можем сделать своими руками — навсегда, если мы хотим.
Фотографии — это документ не только нашего прошлого, но также и нашего будущего, место, где мы, быть может, собираемся побывать или знаем что там будем.»
Фототерапия – направление арт-терапии, связанное с применением фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Фототерапия является одним из относительно новых направлений психотерапевтической практики. Его популярность обусловлена возросшим интересом людей к фотографированию в целом, увеличением технического арсенала средств фотографирования: фотоаппараты, камеры, телефоны и т. д. Фототерапия используется как в групповом, так и в индивидуальном формате, она призвана помочь человеку осознать себя в системе прошлого, настоящего и будущего времени, развивать воображение и познавательную активность.
Первой, кто стал применять фотографию в психологической практике, была канадский арт-терапевт и психолог Джуди Вайзер. Она была основоположницей зарубежной фототерапии и предложила классификацию техник фототерапии, основанную на использовании разных видов фотографии. В России продолжателем ее идей стал кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной Медицинской Академии им. И. И. Мечникова, председатель Арт-терапевтической ассоциации, вице-президент секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации А. И. Копытин. Именно он сказал, что «Общаясь» с фотографиями или создавая их, человек как бы «лечит» себя сам.
Фототерапия лучше всего работает с актуализацией и разрешением внутриличностных конфликтов. Помогает разобраться во взаимоотношениях с другими людьми, усилить личностный ресурс, сформировать стратегии самостоятельного сохранения психологического здоровья. Наиболее частый инвентарь: фотоаппарат, фото из личного или семейного альбома, готовые фотоматериалы (фотографии из журналов и газет).
Виды фототерапии
Работа с готовыми фотографиями (создание коллажа, макета и т. д.).
Создание одной фотографии либо серии на заданную тему. Пример: «Сфотографируйте предметы природы, передающие состояние радости, агрессии, обиды, горя, ваше настроение и т. д.».
Постановочные фото (совместная работа терапевта и фотографа) – соприкосновение с фотографией как с видом искусства. У клиента развивают, усиливают, выводят на уровень осознания значимые навыки.
Особый интерес она представляет для детей и подростков. Занятие по фототерапии можно проводить с детьми, начиная уже с 3-4 лет, попавшими к психологу с разнообразными психологическими проблемами, такими как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение.
Подростки через фотографию актуализируют либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Особенно эта становится важным в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дают стимул к дальнейшему развитию.
Рассматривая (отражая) снимки за какой-то период своей жизни подросток с помощью психолога может провести ретроспективный анализ этого этапа. Современные методы фототерапии собрали большую аудиторию, которая относиться к этому процессу по-разному.
Как оказалось, фотографии могут оказывать на человека сильное воздействие, и не всегда оно будет положительное. Некоторые расстройства личности не могут перенести визуального воздействия и, если не проконтролировать возникшие эмоции, пациенту может стать хуже. Специалисты выделяют следующие минусы: неконтролируемая агрессия; периодическая неэффективность.
К плюсам относятся следующие моменты: доступность; поднятие самоуверенности; проявление забытых воспоминаний; душевное спокойствие.
Рассматривая свои фотографии и обсуждая их с психологом, человек может испытывать те же чувства, что и были в момент съемки. При анализе фотографий можно понять на каком жизненном этапе у человека начались те или иные изменения, которые привели к проблеме.
Сделать фотоснимки или принести их на терапевтический сеанс -это лишь начало. Следующий шаг после просмотра фотографии - активизировать все порождаемые ею ассоциации, изучить то, что несет снимок, вступить с ним в коммуникацию, задать вопросы. Таким образом, то, что для фотографа обычно является конечным результатом (сделанный снимок), в рамках фототерапии является только началом работы, его отправной точкой.
Рассматривая снимок, терапевт задает простые вопросы, способствующие погружению клиента в свой внутренний мир и отрешению от внешней реальности, например: «Какова история данного снимка?», «Как его сняли?», «Этот снимок имеет для Вас значение, и если имеет, то какое?», «Когда Вы его рассматриваете, какие мысли, чувства, воспоминания он в Вас пробуждает?», «Кто сделал этот снимок?» и так далее. Разумеется, терапевтической ценностью обладают не только фактические ответы, но и сам процесс беседы, раскрывающий причины полученных ответов (терапевтическая ценность скорее описывается вопросом «почему?», а не «что?»). Через эти вопросы мы приходим к пониманию истинных причин проблем, глубинных эмоций.
И в заключении хочется представить свою технику, которую я создала и успешно применяю в своей практике.
ТЕХНИКА ПО ФОТОТЕРАПИИ «СЕЛФИ» (Автор С. Палий)
Цель: обращение к своим внутренним образам, ощущениям самооценки и тела.
Задачи:
актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением;
самоисследование определенных граней собственной личности, самооценки и укрепление Своего Я;
Инвентарь:
фотоаппарат (телефон с возможностью качественной съемки), карта памяти на 2 Гб или более, фотографии автопортретов, то есть, любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда он полностью контролирует процесс фотосъемки, метафорические ассоциативные карты «Ресурсы и сила» или «Хабитат».
Время работы:
60 минут (2 сессии)
Возрастные рамки:
клиенты от 14 лет.
Алгоритм работы
Работа проводится в индивидуальной форме.
1-й этап. Клиенту предлагается сделать фотоснимок без вмешательства посторонних, то есть селфи. На данную процедуру дается 20 минут. Количество фотоснимков может колеблется от 25 до 120 в зависимости от активности и уровня подвижности клиента. Клиент может самостоятельно выбрать место, где будет происходить фотосессия (автопортреты, фото в полный рост, на природе, дома, на работе, в удобном ему месте).
2-й этап. Выбор 7-10 фотографий, по результатам прошедшей фотосессии, на которых испытуемый больше всего себе не нравится. На консультацию к психологу клиент приходит с распечатанными фотографиями.
3-й этап. Работа с фотографиями, которые клиент выбрал. Беседа:
Когда Вы рассматриваете фото, какие мысли, чувства, воспоминания они в Вас пробуждают?
Что в этих снимках нравится Вам, Вашей маме (отцу, друзьям, супругу/е)?/ Какие сильные стороны есть в этих фотографиях?
На каждое фото выберите ВЗ по 2 карты из колоды «Ресурсы и сила» или «Хабитат». Ответьте на вопрос: Что я намерена сделать, для того что бы принять и полюбить себя?
По каким признакам в душе и в теле Вы определите, что цель достигнута?
Выводы.
Упражнение «Селфи» представляет собой прямой невербальный контакт с собственным «Я» который, вызывает эмоции способствующие улучшению самооценки, самопознания, уверенности в себе и самовосприятия. Клиент способен увидеть себя вне зависимости, вне связи с окружающими, происходит самопринятие своего телесного «Я» и своей внешности через фото что, ведет к повышению уровня общей самооценки.
Фотография является вместилищем чувств и переживаний и средством коммуникации, а методы работы с ней становятся очень интересными и полезными.