Огнепоклонники Большого Ближнего Востока.

Зороастризм – что это за религия и каковы её особенности?
Зороастризм – древняя религия, дошедшая до наших дней из глубины веков, по-прежнему поражает нас своеобразностью и необычностью своей религиозной практики. Своего наибольшего расцвета она достигла именно в империи Сасанидов (224 – 661 гг.) – государстве, в период своего максимального расширения занимавшего территорию современных Ирана, Ирака, Афганистана, Армении, Азербайджана, а также часть Кавказа, Аравийского полуострова, Центральной Азии, нынешних Индии, Пакистана, Турции, Сирии, Египта, Палестины, Иордании и Израиля.
Но что представлял собой зороастризм, какую роль он играл в таком огромном государстве и какие еретические движения были распространены в сасанидском обществе? Все эти вопросы мы попытаемся кратко (в виду огромного массива поднятых проблем) осветить в настоящей статье.
Зороастризм был официальной религией в государстве Сасанидов. Зороастризм – это дуалистическая религиозная система, основанная на учении пророка Заратуштры (Зороастра, Заратустра). Заратуштра, сын Поурушапы, из рода Спитама – личность полулегендарная, о его происхождении известно достаточно мало (существует предположение, что он являлся родственником персидских царей). Главным образом сведения о жизни и деятельности Заратуштры содержатся в Гатах – семнадцати великих гимнах, сочиненных, вероятно, самим Зороастром-Заратуштрой. Язык Гат близок к языку Ригведы (предположительно – 1700 г. до н. э.).
Следовательно, деятельность Заратуштры можно отнести к VII – VI в.в. до н. э. (однако некоторые исследователи, в частности М. Бойс, определяют период жизни Заратуштры в рамках между VI и III в.в. до н. э.) Достаточно много информации сохранилось в Младшей Авесте* (тексты, составленные после Гат).
Собственно Гаты не являются собранием поучений. Они содержат ряд изречений пророка, множество из которых обращены к богу. Гаты имеют древнюю поэтическую форму, отличающуюся утонченностью, обилием разнообразных намеков и сложностью стиля. Изречения Заратуштры передавались из поколения в поколение в устной форме и были записаны лишь при Сасанидах.
В Гатах Зороастр упоминается как заотар – священнослужитель. Он – единственный основатель религии, будучи одновременно и священнослужителем, и пророком. Сам же Заратуштра называет себя мантран – “сочинитель мантр”. В дальнейшем он изображается как ваэдэмна – “посвященный, обладающий вдохновленной божеством мудростью”. Согласно зороастрийским преданиям, сохранившимся в среднеперсидских (пахлевийских) сочинениях, Заратуштра много лет провел в скитаниях по стране в поисках истины и справедливости, но видел одно лишь насилие и разбой. В соответствии одной из Гат (Ясна 43) по достижении тридцати лет Зороастр получил божественное откровение.
В этой Гате рассказывается, как однажды Заратуштра, участвуя в праздновании прихода Весны, отправился на рассвете к реке за водой. Он вошел в реку и взял воду на середине русла. Когда он возвратился на берег, перед ним возникло ведение – на берегу он увидел сияющее существо, которое открылось ему как Воху-Мана (“Благой Помысел”). Он привел Зороастра к Ахура-Мазде и пяти другим, «излучающим свет созданиям». Именно от них, как верили последователи этого культа, Заратуштра и получил свое откровение.
Суть этого откровения – две первичные сущности добровольно, в соответствии с собственной природой избрали: одна – добро, другая – зло. В Ясне 30, Зороастр говорит: ”Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мыслях, словах и в действиях – они оба, суть добро и зло… Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи – это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой – дух святейший, облаченный в крепчайший камень, выбрал праведность…”. Аналогично этому примеру, каждый человек должен сделать в своей жизни выбор между добром и злом.
Таким образом, суть учения Заратуштры сводится к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря – мир добра (царство света) и мир зла (царство тьмы). Мир света, добра, справедливости олицетворяет собой Ахура-Мазда (в греческом варианте – Ормузд), мир тьмы, зла – Ангра-Майнью (в греческом варианте – Ариман). Меду светлыми и темными началами идет непрерывная смертельная борьба. Ахура-Мазде в данной борьбе помогают духи чистоты и добра, а Ангра-Майнью – силы зла. Духи добра являются созидательной силой, духи зла – разрушительной.
Добро против зла

Дуализм (постоянная борьба света и тьмы), находится в зороастризме в центре внимания. Эта концепция имела большую социоэтическую направленность. Зороастр обращался к человеку с призывом стать чище, лучше, отдавать все свои усилия и помыслы борьбе с тьмой. В гимнах и стихах Авесты постоянно упоминается, что Доброе Дело, Добрая Мысль, Справедливость и т.п – это все атрибуты Ахура-Мазды. Были призывы к людям быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире. Восхвалялись честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступления.
В связи с этим маздеитские божества в зороастризме стают олицетворениями высоких понятий, таких как благочестие, благомыслие и пр. Так, в зороастризме существует понятие о шести Бессмертных Святых (Амэша-Спэнта) – божествах, которых породил Ахура-Мазда. Это – Воху-Мана (“Благой Помысел”), Аша-Вахишта (“Лучшая Праведность”), Спэнта-Армаити (“Святое Благочестие”), Хшатра-Ваирйа (“Желанная Власть”), Хаурватат (“Целостность”), Амэрэтат (“Бессмертие”). Как можно увидеть перенос акцентов из сферы религии в сферу этики был довольно существенным. Целый ряд этических норм возводился в статус религиозных принципов. Одной из основных зороастризма была идея о том, что зло и страдания зависят от самих людей, которые могут (и обязаны) противостоять злу и обустраивать собственное благополучие. А судьба человека после смерти на прямую зависит от его активности в борьбе сил добра и зла, от его веры в истинность исповедуемого учения.
Если человек истинно верит, энергичен в борьбе со злом, верен силам Света, то ему суждено оказаться в раю (бехешт); если же человек не верит и не борется, то он обречен на ад (дузах). Души праведников через три неба попадают в светоносную сферу, где пребывают рядом с Ахура-Маздой, а души грешников снисходят в дузах. При этом сам Заратуштра помогает душам перейти грань между миром мертвых и живых. Он проводит их по мосту Чиват – для праведников мост широк, а для грешников чрезвычайно узок. Для борьбы со злом человеку необходимо очистится, в первую очередь, телом, а не духом, что отличает зороастризм от многих других культов.
Чисто по-зороастрийски

Физической чистоте зороастризм придавал ритуальное значение. Надлежало остерегаться и отрекаться всякого вида нечистоты (т.е. гниения и разного рода человеческих выделений), особенно трупов. Трупы умерших, являлись символом нечистоты и не должны соприкасаться с чистыми стихиями – водой, землей, огнем. Поэтому существовал и специфический обряд захоронения: в открытые сверху большие ступенчатые ямы-башни служители сносили умерших, где их тела склевывали грифы, после чего кости скидывались на дно вырытого в башне и облицованного камнем колодца. Нечистыми также считались больные, только что родившие женщины и женщины в период менструации. Им необходимо было пройти соответствующий обряд очищения.
В процессе очищения важную роль играл огонь, которому зороастризм придавал первостепенное значение и выделял его среди остальных стихий (из-за чего зороастрийцев иногда называют «огнепоклонниками»). Кроме огня, почитались и другие стихии, а также некоторые животные – бык, лошадь, гриф, собака (особенно «четырехглазая» – у которой выделялись брови над глазами, некоторые породы имеют окраску бровей, отличную от остального тела).
Многие исследователи сходятся во мнении, что зороастризм распространял свое влияние сравнительно медленно: вначале его идеи, по видимому, разрабатывались только немногими общинами единоверцев и только с течением времени к зороастризму стали обращаться маги маздеизма. Достаточно благоприятными условиями для своего развития зороастризм располагал во времена империи Ахеменидов в VI-V в.в. до н. э. Однако только при Сасанидах зороастризм окончательно сложился в догматическую религию с четко организованной церковной системой и строго определенным культом.
Верхушка зороастрийского духовенства в сасанидском обществе была одной из наиболее могущественных прослоек господствующего класса и играла важную роль в политической жизни страны.
“Времена уже не те…”
Следует указать, что зороастризм в сасанидское время претерпел определенные изменения и в некоторой мере отошел от первоначального учения Заратуштры. Данные изменения стали осуществляться уже при первых Сасанидах. Тансар, верховный хербед (“жрец-наставник”) при Ардашире I (224—241 гг.) утверждал, что после разрухи, учиненной Александром Македонским вера пришла в упадок, и уже при Аршакидах нельзя было точно знать старые законы и обряды. Поэтому, как считал жрец, вера должна быть восстановлена человеком правдивым и здравомыслящим “потому что до тех пор, пока вера не истолковывается разумно, она не имеет прочной основы”. Тансар одобрял притязания новой династии на получение полного права делать изменения по собственному усмотрению – не важно, будет ли это восстановлением старого или же введением нового.
Наиболее существенную роль в становлении зороастризма как главенствующей религии при первых Сасанидах сыграл другой хербед и мобед – Картир, действующий во время правления Шапура I (243 – 273 гг.). Его, по сути, считают основателем зороастрийской государственной церкви в Сасанидской империи. Он старался со временем создать унифицированную церковь, единую для всего государства, был враждебно настроен против иноземных религий и ересей на территории Ирана (иудаизм, буддизм, назореи и пр.) В тоже время Картир старался обратить к ортодоксальному зороастризму эллинизированных магов, а также язычников, верования которых являлись близкими к зороастризму. Именно Картир является создателем воинствующей зороастрийской ортодоксальности и, как уже упоминалось выше, организации магов – государственной структуры, аналогичной по функциям христианской церкви.
Реформы Картира затронули многие стороны жизни Сасанидской империи. Так, в разных областях государства было основано множество храмов огня, которые стали центрами вероучения и соблюдении обрядов в империи. Организованы меры по борьбе с мистицизмом и почитанием демонов. Картир положил начало могущества духовенства. Был сформирован сложный и детально разработанный культ ряда божеств (Ормузд, Анахез, Зрвана и др.), стихий и сил природы (солнца, огня и т.д.) с многочисленным аппаратом жрецов. Зороастрийские храмы и представители высшего жречества владели обширными земельными владениями. Храму и жречеству поступали богатые приношения, а также доходы с населения за исполнение обрядов. Помимо этого существовала система штрафов, за несоблюдение религиозных правил и обрядов.
Серьезная реформа зороастризма произошла и при Шапуре II (309-379 гг.), которую провел мобедан мобед Атурпат Михраспандан, что поспособствовало консолидации государства. Он осуществил новую кодификацию Авесты. Впервые была осуществлена ее письменная фиксация, а для лучшего понимания архаичных текстов был составлен обширный комментарий – Зенд (Зенд-Авеста). Вместе с этим Сасаниды провозглашались живыми богами, которые ведут свою родословную от Дариев и Кейянидов (легендарная царская династия в Авесте). В свою очередь Шапур II повсеместно повышал роль зороастрийского жречества в государственных делах. Главой зороастрийской церкви теперь стал магупат магупатов – своеобразный “патриарх” зороастрийской церкви, в то время как ранее верховным жрецом являлся сам шаханшах. Фигура же Атурпата стала наиболее почитаемой после Заратуштры в зороастрийской традиции.
“Алтарь – опора трона” – это было необходимым условием для усиления внутренней стабильности государства. Воспринимая ортодоксальное христианство, которое становилось все популярнее, как враждебное (еретические оппозиционные движения – несторианство, монофизитство и др. Сасаниды поддерживали и поощряли, противопоставляя христианские течения одно другому). Сасаниды стремились предотвратить распространение христианства на своих землях любыми способами, в том числе изменяя собственную религию.
Меры, предпринятые иранцами, в целом, себя оправдали, и христианство так и не получило широкого распространения в империи Сасанидов. В то же время, борясь с христианами, изменяя древние зороастрийские догматы, «осовременивая» их для достижения сиюминутных целей, правители Ирана способствовали развитию еретических учений (таких как манихейство и маздакизм), которые, впоследствии, получили даже большее распространение, чем ортодоксальный зороастризм. Борьба течений в зороастризме привела к ослаблению государства и создала предпосылки к тому, что Иран стал относительно легкой добычей для мусульман, но это, как говорится, уже совсем другая история.
http://asia.in.ua/ognepoklonniki-bolsho … a-chast-1/