ЛЮДИ ЖИВУЩИЕ С ВИЧ
«Представьте себе ситуацию. Симпатичная девушка 15-16 лет. За ней начинает ухаживать молодой человек. На машине, с деньгами. Рестораны. Золотые украшения… Чем ей расплатиться?… Только собой… И вот она в итоге оказывается в вендиспансере. С целым багажом заболеваний:
Гонорея, сифилис… – вспоминает региональный представитель международной организации «АСЕТ» по Уралу, тренер Любовь Макарова, десять лет проработавшая медсестрой в венерическом диспансере.
— Очень часто приходили на приём такие девушки, юноши, абсолютно ничего не знающие о болезнях, передающихся половым путём, в том числе о ВИЧ, о том, как можно заразиться, о мерах предохранения. Никто никогда не рассказывал им об этих болезнях. Я понимала, что все они находятся в группе риска. Это было ещё далеко до эпидемии».
В настоящее время эпидемия СПИДа приобрела угрожающие масштабы. По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, в Российской Федерации на 30 июня 2009 года было зарегистрировано 494074 ВИЧ-инфицированных человека. И это только официальная статистика. Реальное число носителей инфекции гораздо больше. Как отмечают специалисты, сегодня в России предположительно живет от 1 до 1,5 миллиона ВИЧ-положительных людей. Большинство из них — это молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, многие из которых заразились ВИЧ-инфекцией через внутривенное употребление наркотиков или беспорядочные половые связи. Растёт количество людей, заразившихся в браке от супругов, не знавших о своём статусе. Среди них велик процент женщин. Уже сейчас в некоторых областях брошен клич о помощи к церквям: в больницах не хватает персонала, чтобы ухаживать за умирающими людьми.
Казалось бы, проблема насущная, более чем актуальная. О ней много говорится. Принимаются специальные программы. Есть федеральный закон, защищающий права ВИЧ-положительных людей. И вместе с тем, к сожалению, в нашем образованном и демократическом обществе до сих пор вместо ясных знаний бытует множество мифов о том, как можно и как нельзя заразиться ВИЧ. С горечью следует признать, что общество, пытаясь защитить себя, так и не научилось быть терпимым и толерантным по отношению к тем, кто нуждается в его помощи и поддержке. Многим людям, живущим с ВИЧ, ежедневно приходится сталкиваться с непониманием, боязнью, порой с открытой дискриминацией со стороны окружающих.
«Я сама стала свидетелем такого случая дискриминации, который пыталась разрешить. Несколько человек попали в автомобильную аварию. Большинство из них были ВИЧ-инфицированные, но рядом с ними сидели люди с ВИЧ-отрицательным статусом. Когда приехала скорая, так как было много крови, ребята, кто был ещё в сознании, сразу предупредили, что среди них есть ВИЧ-инфицированные. В итоге были, видимо, сделаны соответствующие отметки и последовали интересные вещи. В частности, в одну из МСЧ города доставили девушку с ВИЧ-отрицательным статусом и молодого человека с ВИЧ-положительным статусом. У них были переломаны конечности. И, несмотря на то, что девушка говорила, что у нее нет ВИЧ, обоих положили в коридор, выделили им какие-то кастрюли для обработки, закрыли ширмочкой. Можете себе представить: они, раздетые, лежат рядом, напротив друг друга, прикрытые одеялом. Вся больница (как минимум этаж) знает, что «они — ВИЧ-положительные», — делится Любовь Макарова.
После операции девушку всё-таки перевели в палату, а молодого человека так и оставили лежать в коридоре… И это при том, что согласно статье 14 Федерального закона № 38-ФЗ от 30.03.1995 г. люди, живущие с ВИЧ, при оказании медицинской помощи пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством РФ об охране здоровья граждан.
По словам Любови Макаровой, боятся ВИЧ-положительных людей в основном из-за элементарного незнания. Среди населения бытует множество ложных мнений. Например, что нельзя пить, есть из одной посуды, использовать одно полотенце, плавать в одном бассейне, ходить в одну сауну… Но ни через пожатие руки, ни через объятия, ни через питание с ВИЧ-положительным человеком, ни через использование общего туалета, ванны, бассейна, ни воздушно-капельным путем инфекция не передаётся. Никакие порезы, трещины, маленькие капельки крови к инфицированию не приведут. Поэтому заразиться ВИЧ через повседневную рабочую деятельность и семейное общение просто невозможно. Пути передачи инфекции можно свести к трём категориям: через кровь (переливание крови, пересадка органов, нестерильный инструмент, на котором осталась заражённая кровь), через сексуальные контакты и от матери к ребёнку во время грудного вскармливания и родов. И об этом нужно знать каждому! Причина осторожного отношения к людям, живущим с ВИЧ, кроется также и в неумении или нежелании поставить себя на место другого человека. Хотя, по большому счету, никто не застрахован от того, что не окажется в подобной ситуации.
К сожалению, обманываться могут и сами люди, входящие в группу риска. Прежде всего, потребители инъекционных наркотиков, работницы коммерческого секса, люди, освободившиеся из мест лишения свободы. Так люди, находящиеся в местах лишения свободы, уже зная о своём диагнозе, отказываются от лечения по причине своих переживаний о том, что на них будто бы ставят эксперименты, что лечение может только навредить, что могут начаться перебои с терапией. Некоторые люди даже не стремятся узнать о своём статусе. Самым негативным является ошибочное мнение: «У меня уже ВИЧ есть, можно дальше продолжать тот образ жизни, который я веду сейчас. Терять нечего». Кстати, и в обществе ВИЧ однозначно воспринимается как неизлечимая, смертельная болезнь и только.
А ведь на самом деле есть люди, которые уже 25 лет живут полноценной жизнью с этим диагнозом (сейчас им 50-60 лет). Их физическое состояние, как у здорового человека. Они создают семьи, в которых рождаются здоровые дети.
Дело в том, что существует так называемый «период окна» — промежуток времени с момента инфицирования до момента, когда в организме может быть обнаружен вирус. Он длится около 3 месяцев, и в это время опасность выше в 3 тысячи раз, чем тогда, когда человек уже знает о своём ВИЧ-положительном статусе. Затем наступает бессимптомная пауза – период, когда человек чувствует себя абсолютно здоровым, вирус в организме есть, но он определяется только наличием антител, вырабатываемых иммунной системой, в это время идёт снижение иммунитета. Следующей стадией является СПИД. И если в этот момент не начать лечения, последствия могут быть печальны. Поэтому в силах человека продлить бессимптомную стадию, начав принимать антиретровирусную терапию, заботиться о здоровье, как минимум на 15-20 лет, более того, дожить до глубокой старости или же, наоборот, пренебречь своей жизнью, выбирая неправильное социальное поведение, и укоротить её до 1,5 – 2 лет.
В том, насколько огромна польза от исследования на ВИЧ, сомневаться не приходится. Зная о своём ВИЧ-статусе, человек может изменить поведение, чтобы не заражать других, более обдуманно планировать своё будущее, быстрее адаптироваться к этому статусу, а беременная ВИЧ-положительная женщина может свести риск заражения ребёнка к минимуму.
«Знание о диагнозе может стать шагом к тому, чтобы пересмотреть, переосмыслить жизнь, возможностью сделать наконец то, что ты так долго откладывал. Ты можешь получить образование, устроиться на работу, создать брак и не только с ВИЧ-инфицированным, но и абсолютно здоровым человеком, если вы оба понимаете, насколько рискованный этот брак. Ты можешь рожать здоровых детей, не перекладывая их воспитание на бабушек и дедушек, опять же понимая, какая на тебе лежит ответственность за них и что необходимо уделять особое внимание своему здоровью», — подчеркивает Любовь Макарова.
Забота о физическом и психологическом здоровье, регулярное, правильное питание, отказ от вредных привычек, занятия спортом приобретают для людей, живущих с ВИЧ, особую значимость. Но, пожалуй, самое главное для них – сохранить душевное равновесие. Очень важно, узнав о диагнозе, не замкнуться в себе, своей болезни. Вовремя дать мудрый совет могут психологи в СПИД-центрах, консультанты по типу равный-равный (люди, имеющие тот же диагноз, но научившиеся с ним жить, справляться с его психологическими особенностями). Существуют также группы поддержки и группы взаимопомощи, где люди в непринуждённой обстановке за чашечкой чая делятся друг с другом чувствами, трудностями, с которыми приходится встречаться. Необходимо понимать, что с поставленным диагнозом жизнь не заканчивается, напротив, каждое её мгновение становится особенно ценным.
Сегодня действуют христианские реабилитационные центры, задачей которых является помочь человеку избавиться от наркозависимости, алкоголизма и других губительных привычек, адаптироваться в обществе, научиться жить заново. И здесь люди, живущие с ВИЧ, также всегда найдут поддержку в своём желании кардинально поменять образ жизни. Но, следует понимать, что на этих центрах лежит большая ответственность за то, чтобы обращающиеся сюда ВИЧ-положительные люди не терялись из поля зрения врачей, продолжали посещать СПИД-центры, в которых они стоят на учете, сдавать анализы. Важно предупредить медицинских работников о том, в течение какого времени ВИЧ-положительный человек будет проходить социальную адаптацию и, следовательно, не сможет приходить в СПИД-центр, а по истечении этого курса обязательно направить его на прием ко врачу.
В Малайзии, например, между работниками реабилитационных центров и медиками налажены тесные взаимоотношения. Так в реабилитационном центре, где наркозависимые люди с ВИЧ проходят адаптацию, рядом со стендом о том, где, кто и на каком этапе реабилитации находится, висит стенд с информацией, кто, когда и какого врача должен посетить. У них даже есть специальный работник, который за всем этим следит. Хотелось бы, чтобы и в нашей стране было такое сотрудничество, ведь многие врачи идут навстречу и открыты для отношений с церковью.
Ещё важно осознавать, что люди, живущие с ВИЧ, жаждут выздоровления. Жить без веры и надежды невозможно. Но за любой молитвой об исцелении, за любым провозглашением человека здоровым должно следовать подтверждение! Бездумное, «супердуховное» отношение к таким вещам может привести к печальным последствиям. По вере могут заражаться другие люди. «Помните, когда Иисус исцелил прокаженного (как известно, вирус ВИЧ называют «проказой», «чумой XX века»), что он попросил его сделать? Показаться священнику. Зачем? Разве он сомневался в его исцелении? Нет. Но тогда священники были ответственными людьми, которые могли решить, официально объявить, что человек здоров и абсолютно безопасен для окружающих. Сегодня такое заключение могут вынести врачи», — замечает Любовь Макарова.
Думается, в наших общих силах объединиться, избавиться от различных стереотипов и предубеждений, научиться понимать друг друга. И кто знает, возможно, именно тогда мы, действительно, станем свидетелями настоящего чуда!..
Автор: Татьяна Осиповская
http://hristianin.com/lyudi-zhivushhie-s-vich/