Приходит представитель компании к врачу и предлагает сотрудничество:
1. Вы назначаете наш препарат, а мы вам бабло - налом. Проверка назначений - по спискам или по продажам из конкретных аптек или (реже) под честное слово. Кто-то нах пошлет такого представителя из принципа (есть такие врачи, поверьте, их много), кто-то то же самое, но из трусости (все таки дело как бы немножко даже уголовное), а кто-то согласится... А кто-то даже сам ищет таких доходов, выходит на представителей фармкомпаний и предлагает услуги.
2. Вы назначаете, а мы вам бабло, но не налом, а по договору, где все это оформлено как оказание информационных услуг, сбор сведений о последствиях применения препаратов, какое-нибудь консультирование и т.д и т.п. Контроль - см. выше. Варианты реакции врача в том же диапазоне. Но с точки зрения закона все это легально.
3. Вы назначаете препарат, заполняете анкеты на больных, а мы вам бабло. Официально это клинические исследования. Но это так называемые "посевные" исследования, цель которых не в реальном получении какой-то информации (все понимают, что половина анкет будет заполнена от балды, скорее всего результаты никогда не будут опубликованы); цель в увеличении назначений (т.е. продаж) - т.к. доктор назначает препарат, который пациент покупает за свои деньги (или который больница закупила на деньги налогоплательщиков). Но при необходимости и результаты могут пойти в дело.
4. Вы организуете исследование, а мы вам бабло. Официально по договору. Но для этого надо, чтоб вы были руководителем и научным работником. Как вы на самом деле проведете исследование - всем пох, лишь бы результаты были какие надо. Конечно, такое исследование не будет соответствовать критериям достоверности и это будет заметно. Но большинство рядовых врачей этих критериев все равно не знают. А так чтобы с критериями и сфальсифицировано - так тоже бывает, но реже и такие факты периодически служат поводом для скандалов (см., напр., книгу П. Гетше)
5. Вы читаете лекцию коллегам о том, какой наш препарат хороший, а мы вам бабло. Либо налом, либо (чаще) по официальному договору. Для этого надо чтоб вы были т.н. "лидером мнения" (opinion leader), т.е. не просто врачом, на мнение которого коллегам в основном нас...ть, а врачом к мнению которого коллеги прислушиваются. Чаще это сотрудник кафедры, человек со степенью, званием и т.п. Можете прочитать лекцию чисто по препарату - например "ХХХ - самый лучший нейролептик", но это немного дурной тон, т.к. в этом случае все понимают, что вы просто "академическая проститутка". Так что лучше прочитать лекцию на тему типа "Современные принципы выбора нейролептиков: эффективность и безопасность" и в ней вы ненавязчиво внушите слушателям мысль о необходимости назначения всем препарата ХХХ. Как ни странно, в этом случае многие врачи не понимают откуда торчат уши. Лекцию вы можете прочитать как прямо в больнице (если администрация за отдельную плату разрешит фармкомпании там ее провести), так и где-нибудь в кафе или другом месте, где кроме лекции слушатели получат дополнительные стимулы в виде закуски, выпивки и развлечений. Все научные конференции, как минимум до регионального масштаба, это просто способ организаторам слупить с фармфирм бабла, а фармфирмам пропиарить свои препараты, в этом их главная цель, на науку там всем пох. Кроме некоторых особо наивных (которые в шоке от того, куда они попали) или упертых (которые участвуют потому, что других вариантов нет). В период кризиса некоторые прикормленные "лидеры мнений", почувствовавшие уменьшение доходов, чуть ли не с протянутой рукой бегают за представителями фармкомпаний. Как говорил ослик Иа - душераздирающее зрелище.
6. Вы имеете возможность пролоббировать закуп в ЛПУ нашего препарата и делаете это, а мы вам бабло. Чаще налом. В пределах 10% от суммы закупа. Для этого надо чтоб вы были клин.фармакологом или представителем администрации или кем-то в этом роде (в разных больницах этим могут реально рулить разные лица). Также если вы этим рулите, то вы можете, например закупать препараты через своего знакомого спекулянта (представителя местной аптечной сети или дистрибьютора), который продаст их вдвое дороже, чем купит, а разницу вы втихаря поделите. Конечно есть тендер, где должен выигрывать самый дешевый перпарат в рамках заявленного МНН и прочее, но, ради бога, кого смешить - можно например, информацию о тендере подать так и в такое время, что никто кроме вашего заранее оповещенного подельника не успеет в нем поучаствовать.
7. Вы имеете возможность пролоббировать включение нашего препарата в льготу, а мы вам бабло. Это вы - чиновник здравоохранения.
8. Вы имеете возможность пролоббировать включение препарата в какие-нибудь официальные рекомендации, а мы вам бабло.
9. И т.п.