Постоянно приходится слышать эти словечки. В маркетинговой литературе авторы рассуждают и о создании имиджа, об управлении брендом и управлении репутацией. Говорят ли они все об одном и том же, или это явления различного порядка.
Все эти словечки пришли к нам из английского либо французского языка. Но что они на самом деле означают? Каков их не только реальный смысл, сколько понятия, которые в них вкладывается. Для того, чтобы двигаться в перед по пути возведения собственного персонального бренда надо с ними определиться. Начнем с имиджа, слово, которое первым появилось в нашем лексиконе.
Имидж происходит от английского «image», то есть образ. Этот то образ, в котором вы предстаете перед незнакомыми людьми, которые вас видят в первый раз. Его цель создать первое положительное впечатление. Это образ, который сознательно создается в их глазах. С точки зрения маркетинга имидж – это совокупность деталей и впечатлений, которые воспринимает объект коммуникации при первом столкновении или соприкосновнении с субъектом.
Деталями имиджа являются манеры: манеры одеваться, манера поведения, манера общаться и тому подобное. Французы, которые не очень любят английский язык, предпочитают говорить о стиле. Французская пословица гласит: «Le style c'est l'homme.»
Бренд происходит от английского «brand», что означает клеймо. Давным-давно скотоводы на Диком Западе США клеймили свой скот раскаленным железом с тем, чтобы можно было отличить свою скотину от соседской. Ныне бренд – это созданное впечатление лица, фирмы, компании или товара или услуги в создании потребителя. Бренд по сути есть благоприятные воспоминания и ожидания потребителей, оставшихся довольными от пользования товарами и услугами субъектов предпринимательской деятельности. Но главное в бренде это их приверженность или лояльность, то есть готовность снова и снова возвращаться к товару или услуге, предпочитая их всем другим от иных поставщиков.
Бренд существует исключительно в голове потребителя, то есть клиента, не потенциала. Это главная характеристика бренда. Бренда без клиента не существует, для потенциального клиента нет бренда, так как нет опыта в потреблении товара или услуги. К примеру, если вы предпочитаете пить Кока-Колу, а не Пепси, то для вас бренд только Кола, бренда Пепси для вас не существует.
Репутация – слово, которое стало русским – ни то и ни другое. Репутация – это не впечатление, которое вы производите при первом знакомстве с человеком, это не бренд, который сложился в сознании вашего клиента. Репутация есть то, что о вас думает человек, который никогда вас не видел, не общался и никогда не пользовался вашими услугами. Репутация это то, что приводит к вам потенциальных клиентов.
Поэтому я полагаю, что репутация из всех трех – самое главное. Недаром говорят, репутация бежит впереди человека.
Если хотите скажу так. Имидж – это настоящее, бренд – уже прошлое, а репутация это ваше будущее.