Все мы неоднократно слышали о том, что насилие, которое видят дети и подростки в кинофильмах и компьютерных играх, приводит к приступам агрессии в реальной жизни. Но что это — правда или очередная «страшилка», тиражируемая СМИ и «сочувствующими родственниками»?
Этот вопрос вызывает жаркие дискуссии сегодня, и он был актуален полвека назад, когда канадский и американский психолог Альберт Бандура в 1961 году провел свой ставший знаменитым эксперимент «Кукла Бобо». Участниками стали 72 малыша: 36 мальчиков и 36 девочек, в возрасте от трех до шести лет, все были воспитанниками детского сада при Стэнфордском университете. Были отобраны дети со средним уровнем агрессии, каждый проверялся индивидуально, чтобы исключить влияние поведения других детей.

Пока ребенок играл, взрослый начинал проявлять признаки агрессии к надувной кукле-неваляшке Бобо. Он пинал, толкал игрушку, подбрасывал ее в воздух и бил молотком, кричал: «Дадим ему по носу!», «Ударим его!».
Ребенок всё это видел. После чего его отводили в другую комнату, где было много разных игрушек, но играть с ними запрещали. Потом расстроившегося малыша приводили в комнату, где среди множества игрушек были молотки, веревки, оружие и кукла Бобо. Да-да... Дети брали в руки молоток и со всей своей детской агрессией били по надувному Бобо. Точно так же, как это делали при них взрослые.

https://pp.userapi.com/c824602/v824602777/e10e4/c41estzgnAk.jpg

В 1963 была проведена повторная серия экспериментов, условия немного изменили. Детям просто показывали 10-минутный фильм, в котором взрослый измывался над надувной куклой. Результат оказался неизменным: дети толкали, топтали и били молотком ни в чём не повинную игрушку.

ББандура пришёл к выводу, что агрессивное поведение взрослого по отношению к кукле дало детям понять, что такие действия в принципе возможны и приемлемы, в результате чего у них закрепилась агрессивная модель поведения в ответ на какое-либо расстройство.
Оказывается, зачастую мы усваиваем те или иные модели поведения отнюдь не следуя «командам», а лишь копируя чьи-либо действия! А потом мы удивляемся: «Боже-боже, как же так вышло, что мой сын отбился от рук, ведь я всегда говорил ему о том, что пить пиво и курить — вредно, и запрещал это» (сам при этом сидя на диване с бутылкой и «пуская колечки» изо рта). Или другой пример: у девушек частенько отношения с мужьями уж больно смахивают на отношения её матери с мужчинами. Точно так же мы копируем модели поведения близкого нам окружения во взрослом возрасте, успокаивая себя красивыми иллюзиями о том, что мы «личность», «индивидуальность» и принимаем решения «осознанно».

Да, мы всегда воспроизводим чужие модели поведения. Нам только кажется, что они наши собственные. Бандура своим экспериментом показал, как заразительно чужое поведение. Мы заражаемся им, глядя на своих знакомых, на героев фильмов и рекламных роликов.

Нам кажется, что у нас наши желания, наши чувства, наши стратегии поведения, но на самом деле их где-то подсмотрел наш мозг. И теперь мы просто воспроизводим чужие программы.
Можно ли создать собственную? Можно ли менять усвоенные однажды стереотипы поведения? Да, но для этого надо хорошо понимать, как работает наш мозг.

https://vk.com/@intellect_me-eksperimen … ta-bandury