История рюкзака насчитывает тысячелетия: она, как и многие другие человеческие истории, развивалась нелинейно. В разные эпохи изобретатели и ремесленники придумывали свои версии сумки для ношения вещей за плечами. Старые идеи забывались, однако сама человеческая биология приводила к тому, что люди на разных континентах возвращались к одному и тому же концепту. Мы проследили весь путь — от первого деревянного до технологичного современного рюкзака.

http://sa.uploads.ru/t/hocIM.jpg

Рюкзак Эци (Тирольского ледяного человека) — 3300 до н.э.

Более 5300 лет назад в Эцтальских Альпах в Тироле жил мужчина, который, по всей видимости, был пастухом. К сожалению, его жизнь оборвалась в 45 лет весьма трагическим образом: уже пожилого по меркам того времени человека подстрелили из лука и он истек кровью на склоне горы. Тело вмерзло в ледник, где его в таком виде и нашли в 1991 году два немецких туриста.

http://s3.uploads.ru/t/smEfX.jpg

Рядом с хорошо сохранившейся мумией (которой дали имя «Эци») оказалось немало личного снаряжения. Конечно, хрупкие вещи плохо перенесли испытания временем, так что в некоторых случаях можно только строить предположения об их предназначении. Узнаваемо выглядят разве что лук, колчан со стрелами и нож из кремня. А об изогнутом стержне из орешника до сих пор идут споры — но многие археологи уверены, что это основа деревянного «рюкзака».

http://sh.uploads.ru/t/3DJuO.jpg

Вместе с другими обломками, найденными рядом, получается более полная картина. Возможно, к сохранившемуся каркасу крепился истлевший за тысячелетия мешок из шкур, в котором Эци и переносил свои нехитрые пожитки.

http://sg.uploads.ru/t/jpMYU.jpg

Реплика находки, восстановленная до состояния рюкзака, выставлялась в Музее естественной истории Дортмунда. У нее есть основное отделение и кожаные ручки. Но, самое главное, догадка о рюкзаке подтверждается тем, что в Альпах существуют традиционные заплечные деревянные «сумки». Их делают и поныне, а называются такие приспособления Kraxe.

От корзин до Kraxe

Античные империи и государства не особенно жаловали кожаные рюкзакоподобные сумки. Одним из самых популярных средств переноски вещей и грузов были дешевые в производстве корзины. Они были в каждом древнеегипетском доме, и именно в корзинах рабы носили провизию и личные вещи за греческими гоплитами. Вытекающие из этого логистические трудности служили основной причиной того, что войны заканчивались быстро.

http://s7.uploads.ru/t/I46Hd.jpg

Солдаты римской империи уже носили локулусы — ранцы, которые крепились к походному шесту. Часть снаряжения подвешивалась уже к самой сумке. В результате имущество имперского воина болталось в «котомке» за его спиной и над головой.

http://sa.uploads.ru/t/of3t1.jpg

Подобные каркасы стали общепринятыми и на скандинавском полустрове. Один из наиболее хорошо сохранившихся европейских рюкзаков хранится в Норвегии. Он относится примерно к 1880 годам и состоит из двух частей: рамы из ясеня и кожаной сумки-котомки. Рюкзак называется Sekk med Meis и является частью коллекции Норвежского музея леса.

http://s9.uploads.ru/t/GCHEA.jpg

«Поняги» да «рогульки»

Перенесемся из Европы в Азию, а именно — в азиатскую часть России. Коренным народам Сибири тоже были нужны мешки для добычи и вещей, которые было бы удобно использовать в непростых таежных условиях. Поэтому в регионе получили распространение каркасные «рюкзаки», отдаленно напоминающие экипировку Эци: поняги и рогульки. Их делали столетия назад, и продолжают делать в наши дни.

http://s4.uploads.ru/t/rPKMj.jpg

Поняга представляет собой наиболее сложное в изготовлении приспособление. Основой служит черемуховый, ивовый, тальниковый прут, изогнутый дугой и соединенный верхней перемычкой и полочкой. Получившаяся рама обтягивается берестой, гладкая сторона которой должна прилегать к спине. Груз к раме привязывается ремешками, так что у поняги фактически нет ограничения по объему. Выступающее сверху полукольцо рамы служит ручкой такого «рюкзака» для переноски в руках. Все же главным образом поняга носится на спине на двух кожаных лямках. Одна из лямок обычно надевается на колышек внизу и держится силой натяжения, в случае необходимости ее легко ослабить и быстро скинуть ношу.

http://sa.uploads.ru/t/e9S7r.jpg

Рогульки — это каркас для переноски тюка, сделанный из двух веток с симметричными развилками. К одной из них крепились перемычки и лямки. Груз зажимается между двумя «рогатками», которые связываются друг с другом веревками. Получившийся «рюкзак» очень удобно лежит на спине, меньше оттягивает плечи благодаря высокому центру тяжести, и легко восстанавливается в случае поломки.

http://sa.uploads.ru/t/bCxTr.jpg

Разные варианты рогулек встречались по всей Сибири и Азии. К примеру, во Владивостоке в конце XIX века работали «рогульщики», носильщики-кули.

http://s3.uploads.ru/t/B3Ms9.jpg

http://s3.uploads.ru/t/8N5h4.jpg

А в остальной части России, особенно на русском севере, довольно активно применялись берестяные котомки — плетеные и сшитые вместе еловыми корнями. В целом, традиционный каркасный рюкзак и корзина с лямками в том или ином виде встречаются по всему земному шару, на всех континентах.

http://sg.uploads.ru/t/MDI0Z.jpg

Бремя белого человека

Если мирным жителям Европы и Азии для переноски грузов вполне хватало корзин и «рогулек», то солдатам определенно требовались более удобные, стойкие и практичные сумки. Особенно это стало заметно после XVI века, когда применение наемников пошло на спад и европейским армиям потребовалось унифицированное снаряжение. Натуральная эволюция солдатского багажа привела к тому, что в XVIII–XX веках широко распространились армейские ранцы.

http://s9.uploads.ru/t/fjvm3.jpg

Отдаленно ранец напоминал римский локулус, только его сняли с шеста и повесили на солдата за две лямки. Сверху к ранцу нередко привязывали дополнительный груз — например, свернутую шинель. Материалом сумки служили либо долговечная кожа, либо дешевые брезент и сукно. Подобные ранцы были частью обмундирования английских и французских войск, ими пользовались и в армии Российской империи. В последней в 1882 году был введен в обращение еще и непромокаемый парусиновый вещмешок, который по наследству перешел в Красную, а затем в современную российскую армию.

http://s9.uploads.ru/t/klPvj.jpg

В европейских колониях в Северной Америке и молодом американском государстве военные тоже использовали армейские ранцы. Во время гражданской войны 1861–1865 годов в ходу были два типа таких сумок: жесткие и мягкие. И те и другие не отличались удобством, лямки впивались в грудь и доставляли марширующим солдатам серьезный дискомфорт.

http://s8.uploads.ru/t/GOrHC.jpg

Поэтому после завершения конфликта, в 1866 году, полковник Генри С. Мерриам запатентовал новый тип армейского ранца: с жесткой деревянной рамой, которая бы перераспределяла нагрузку. Эта же рамка должна была служить основой для маленького тента.

Изобретателю долгое время не удавалось запустить производство и сбыт своей разработки. Однако в армии существовал запрос на более удобные сумки, так что ранец Мерриама стал достаточно массовой и умеренно известной военной моделью.

http://sh.uploads.ru/t/sTdMa.jpg

Спустя двадцать лет норвежский инноватор и предприниматель Оле Берган разработал уже «гражданский» рюкзак с жесткой рамкой из легкой трубчатой стали. Норвежец считал, что сумку нужно подстраивать под рост и форму тела ее владельца.

http://s7.uploads.ru/t/VznWg.jpg

Берган добился такого эффекта за счет максимально простого по форме каркаса, который отдаленно базировался на историческом Sekk med Meis. Продукция марки «Берганс» обрела всемирную славу, а компания существует и в наши дни.

Следующая инновация в развитии рюкзачной индустрии связана с явлением, которое в современных США расценивается крайне негативно: с коммерческой культурной апроприацией. В 1920-х годах американский охотник Ллойд Ф. Нельсон путешествовал по Аляске с традиционным каркасным рюкзаком из дерева и тюленьих шкур, позаимствованных им у инуитов.

http://s5.uploads.ru/t/V9Suf.jpg

Поскольку удобство у инуитской котомки было не самым высоким, предприимчивый траппер доработал ее, запатентовал и наладил массовое производство «Индейского рюкзака Траппера Нельсона». В отличие от прототипа, улучшенная модель эффективнее распределяла вес по спине. Позднее разработку Нельсона стали называть «Аляскинским рюкзаком»; так намек на оригинальных изобретателей каркасного багажа исчез даже из его названия (на фоне этой истории становится понятна современная битва американской Apple за авторские права на форму смартфона).

http://s5.uploads.ru/t/w4gWh.jpg

«Аляскинский рюкзак» позднее был принят на вооружение армией США.

Дорогу молниям, нейлону, туристам и школьникам

Хотя XX век начался для рюкзака не лучше и не хуже, чем предшествующие столетия, именно в это время сумки с лямками по-настоящему пошли в массы. Как вы могли заметить, прото-рюкзак в основном находил применение у тех, кто работал в лесу, переносил тяжелые грузы, или — служил в армии. Но не у обывателя.

http://s5.uploads.ru/t/P7lr9.jpg

В 1938 году ветеран американской 10-й горной дивизии Джеральд Каннингем одним из первых догадался добавить к рюкзакам застежки-молнии, появившиеся за пару десятилетий до того. Это знаковое событие стало одним из серьезных переломных моментов в истории рюкзака. Удобная застежка позволяла использовать совсем другие формы и более эффективно распределять вес, чего раньше добиться было невозможно. Позднее Каннингем основал собственную компанию по производству туристического снаряжения.

http://s3.uploads.ru/t/ltvu2.jpg

Другой важной вехой в истории рюкзаков стал нейлон. Синтетический материал впервые синтезировали в 1935 году в лаборатории американской компании DuPont, почти десятилетие потратившей на инновационные химические исследования. Начиная с 1938 года новый материал — «прочный, как сталь, тонкий, как паутина» — начал активно применяться в производстве потребительских товаров, от зубных щеток до чулков и одежды. С 1942 года и до конца Второй мировой войны весь нейлон уходил на военные нужды: из него шили парашюты и делали паракорд.

http://sa.uploads.ru/t/axDtP.jpg

Как и в случае с другими технологиями, война открыла новые области применения нейлона и послужила ему отличной «маркетинговой кампанией». Когда настала пора вернуться к «гражданскому» производству, компания DuPont не могла справиться с возросшим спросом — поэтому женщины резали старую «парашютную» ткань и тенты, чтобы шить из них одежду. Одной из этих швей была калифорнийка Нена Келти. Ее муж, турист-энтузиаст Дик Келти, придумал, как улучшить армейские рюкзаки с рамой. В 1952-е они вместе запустили домашнее производство новинки: Дик паял рамы, Нена шила все остальное.

http://s3.uploads.ru/t/dLD82.jpg

«Гаражный» бизнес супругов Келти в итоге превратился в серьезный бренд туристического снаряжения. Именно с таким рюкзаком команда альпинистов Нормана Диренфута и Джима Уиттакера в 1963 году покорила Эверест. Затем популярную конструкцию доработали и улучшили в американской армии — получился проект A.L.I.C.E. («Универсальное легкое индивидуальное транспортное оборудование»).

http://sd.uploads.ru/t/XASp7.jpg

Интересно, что именно в эти десятилетия рюкзаки начали использовать в повседневной жизни. Пожалуй, первыми это сделали школьники. До 30-х включительно дети связывали учебники кожаными ремнями и носили их в таком виде, но уже в 40-е на смену ремням пришли школьные портфели и ранцы. Строгий образ характерной школьной сумки оформился в 50-е и продержался почти неизменным вплоть до 80-х.

http://sg.uploads.ru/t/7Niyh.jpg

Яркая мода 70-х и расцвет эпохи хиппи привели к тому, что рюкзаки тоже расцвели. Усилиями в том числе Джерри Каннингема и открывшейся в 1967 году компании Jansport появились легкие повседневные рюкзачки для «свободных духом» молодых людей. Сшитые из нейлона, винила и кожи, с обязательными молниями, яркого цвета и без жестких структур, характерных для прочных туристических и военных моделей, эти демократичные сумки мог носить и грязный хиппи, и студент колледжа.

http://sd.uploads.ru/t/rqX1i.jpg

В 80-е годы впервые набрали популярность яркие детские сумки с рисунками. Уже в 90-е годы сшитый из синтетики школьный рюкзак стал самой привычной вещью. В следующие годы он постепенно увеличивался в размерах по мере возрастания школьной нагрузки, буквально разбухая на глазах от учебников и тетрадей. Дедовскому портфелю определенно было не вместить все нужные учащемуся начала XXI века вещи.

http://s8.uploads.ru/t/BxKZ4.jpg

Современность рюкзака выражается в двух серьезных трендах, один из которых обращен в будущее, а другой — в прошлое. Последний выражен в дорогих “винтажных” повседневных моделях, сшитых из кожи и натуральных материалов, с претензией на особый, «ностальгический» стиль.

http://s8.uploads.ru/t/JFilQ.jpg

«Футуристический» тренд куда интереснее. Он воплощен в специализированных высокотехнологичных рюкзаках для туризма, путешествий, повседневного использования и переноски гаджетов. Как правило их производят из самых новых, водостойких и прочных материалов, от сверхплотной «Дайнемы» до кевлара. Нередко встречаются встроенные солнечные батареи, повербанки, GPS-датчики и разные сенсоры.

http://sa.uploads.ru/t/ZVJEO.jpg

Самые важные изменения, как и прежде, затрагивают форму и основные функции рюкзака. Следующим важным фронтиром стала безопасность переноски имущества.
Ответом на этот вызов стали вделанные в лямки стальные и титановые тросы, проволочные сетки и замки (в том числе кодовые).

http://s9.uploads.ru/t/DdSaH.jpg

Но замок на рюкзаке относится к разряду экзотики, потому что пользоваться им постоянно неудобно. В поисках альтернатив особенно отличился голландский бренд XD Design. Его дизайнеры первыми догадались перекроить основное отделение рюкзака так, чтобы молнию скрывала толстая складка ткани и благодаря этому она становилась недоступной для чужих рук. Удачный концепт сначала обрел признание на краудфандинговой платформе Kickstarter, где в 2016 году собрал порядка 800 000£, а затем и во всем мире. Успех проекта, получившего название Bobby, привел к целой новой волне «антиугонных» рюкзаков.

http://sa.uploads.ru/t/sD1BP.jpg

Эти идеи и инновации существуют на фоне тысяч изделий, производимых на китайских фабриках, готовых в любой момент затопить весь мир разноцветным рюкзачным цунами — был бы спрос.

Мы пропустили какой-то важный этап в развитии индустрии рюкзакостроения? Обязательно поделитесь своим мнением на этот счет в комментариях!

https://geektimes.ru/company/madrobots/blog/296597/