Одноколесный экипаж
КТО РОДИТЕЛЬ — ТОТ, ЧЬЕ ДИТЯ,
ИЛИ ТОТ, КТО ВЫНЯНЧИЛ, ВЫКОРМИЛ,
ВОСПИТАЛ, ПОСТАВИЛ НА НОГИ?
КТО АВТОР НОВШЕСТВА —
БРОСИВШИЙ ИДЕЮ НА «АВОСЬ»
ИЛИ СДЕЛАВШИЙ ЕЕ РЕАЛЬНО
СУЩЕСТВУЮЩЕЙ, РАБОТАЮЩЕЙ
КОНСТРУКЦИЕЙ?
ПРАВО И ЭКОНОМИКА РАСХОДЯТСЯ
ВО ВЗГЛЯДАХ НА ЭТОТ ВОПРОС.
А ВЫ, ЧИТАТЕЛЬ, ЧТО СКАЖЕТЕ?
Еще в 1906 году в России была выдана привилегия № 23500 на одноколесный экипаж типа «беличье колесо». Более пятидесяти лет спустя инженер из Грозного Т. В. Шеин получил авторское свидетельство № 251392 на «мотоцикл-белку», управляемую с помощью маховика. Со страниц ИРа (№ 12—69 г.) изобретатель обратился ко всем, кому это интересно, с призывом к сотрудничеству. Как ни странно, никто не откликнулся. Прошло пять лет… Впрочем, чего говорить о пяти годах, когда блестящая идея «висела в воздухе» более шестидесяти лет! А почему? Да, видимо, потому, что специалисты заняты усовершенствованием традиционных видов транспорта, а энтузиасты просто-напросто не представляют себе, как это можно ездить внутри колеса.
Но вот в деревне Янино-II (Ленинградская область) нашелся человек, который, не зная ни о привилегии, ни об авторском свидетельстве на «беличьи мотоциклы» послал во ВНИИГПЭ заявку на одноколесный экипаж «…в котором водитель и двигатель находятся внутри колеса, движущегося на подшипниках по внешнему, подвижному ободу». Это был инженер ЦПКБ швейной промышленности Эдуард Мельников. . Понятное дело, что автор получил отказ по причине отсутствия новизны. Но это его не остановило. Мало ли что кто-то, где-то, чего-то заявил, а вот видел ли кто такую машину? Сам он нигде ничего подобного не встречал, а стало быть — за дело!
Полторы зимы и одно лето в дощатом сарае, приткнувшемся на задворках, шло конструирование, экспериментирование, сборка, наладка и т. д. и т. п.
На постройку экипажа пошли: трехколесный велосипед, который старшему сыну уже был мал, а младшему еще велик; двигатель и шины от собственного мопеда, звездочки и втулки, позаимствованные у (соседа-мотоциклиста, дюралюминиевые швеллеры, выклянченные у совхозных тепличников, и мешок подшипников, болтов, гаек, шайб, пружин и бог знает чего еще… В один прекрасный зимний вечер Эдуард тихонечко вынес из сарая свое «смешное колесо» и повесил на суку яблони, растущей тут же, у порога. Еще раз придирчиво осмотрел свое детище, продул свечу, «подсосал» смеси в карбюратор и запустил двигатель. Без нагрузки внешний подвижный обод завертелся с сумасшедшей скоростью. А вдруг заклинит какой-нибудь из пятнадцати подшипников? Тогда вся машина разлетится в пух и прах!.. Однако все обошлось благополучно. Можно ехать. Эдуард снял колесо с дерева, уселся на дощечку, заменявшую сидение, и, запустив двигатель, включил сцепление. Машина дернулась, словно норовистый конь, впервые почувствовавший на спине седока, чуть-чуть буксонула на утоптанном снегу и сначала как-то вразвалку, а потом все быстрее и быстрее покатилась по протоптанной тропке подальше от домов, за деревню, в поле…
20 километров в час по буграм, через ямы, канавы и кустарник… Такое под силу разве что мощному трактору или транспорту на воздушной подушке. И еще легкому слабосильному колесу с седоком внутри.
Устройство и принцип действия одноколесного экипажа немудреные. Основа конструкции (не считая движка) — огромное колесо, составленное из двух П-образных швеллеров, вставленных один в другой. По внешней окружности обруча наложена шина. Она сидит прочно и не спадает за счет боковинок. Внешний (большой) обод подвижный, а в движение его приводит двигатель, установленный на внутреннем неподвижном колесе.
Во внутреннем ободе проделана щель, а в нее утоплена звездочка. Звездочка соединена с валом двигателя. Как только тот заработает —звездочка начнет вращаться и охотно цеплять насечку, на дне внешнего обода. Так как между ободами подшипники, то система приходит в движение. Водитель, оседлавший двигатель, остается на месте, активно наезжая на замкнутую одноколейку. Та, прокручиваясь, всегда и всюду позволяет ехать, не ощущая большой тряски. Держать равновесие, находясь внутри подвижного колеса, ничуть не труднее, чем управлять велосипедом.
Для управления машиной Эдуард сделал рулевое колесо, с которым через ось связан груз-балансир. Достаточно повернуть его в сторону, чтобы сместить центр тяжести и таким образом заставить колесо повернуться. Однако в процессе езды выяснилось, что управлять экипажем можно просто, перенося собственный вес в ту или хную сторону, как на мотоцикле.
Ю. ЕГОРОВ
Последняя проверка перед выходом на старт.
Транспорт настолько необычен, что не сразу сообразишь, куда садиться, эа что крутить.
Вопросов остается немало и после разъяснений.
Для тех, кто отважится сделать подобный одноколесиии, приводим «секрет» устройства колеса:
1 — внутренний неподвижный обод;
2 — подшипник;
3 — внешний подвижный обод;
4 — резина.